КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2011 года N 988-О-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Арыхова Камала Джума оглы и Арыховой Севиндж Камал кызы на нарушение их конституционных прав положением части 1 статьи 15 Закона Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию граждан К.Д.Арыхова и С.К.Арыховой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане К.Д.Арыхов и С.К.Арыхова оспаривают конституционность положения части 1 статьи 15 Закона Самарской области от 29 июня 2004 года N 96-ГД "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области", предусматривающего предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка социальной выплаты для погашения части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Как следует из представленных документов, семья заявителей была отнесена к категории молодых семей, соответствующих требованиям подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 86-ГД, заключивших до 15 мая 2009 года договор о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) в кредитной организации до достижения одним из супругов 31-летнего возраста, получивших ипотечный жилищный кредит (заем) до 1 июля 2009 года, родивших (усыновивших) ребенка в период с 15 мая 2009 года до 1 мая 2010 года и обратившихся в установленном Правительством Самарской области порядке в период с 15 мая 2009 года до 31 декабря 2010 года с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка.
В связи с тем что социальная выплата предоставляется молодым семьям, отнесенным к указанной категории, только для погашения части расходов, связанных с приобретением (строительством) жилого помещения с использованием заемных средств, Самарским областным фондом жилья и ипотеки заявителям было отказано в предоставлении выплаты, поскольку у них на момент обращения отсутствовала задолженность по договору о предоставлении ипотечного жилищного кредита, заключенному для приобретения жилого помещения, а заключенный заявителями кредитный договор данному требованию не отвечал. Решением Ленинского районного суда города Самары от 30 июля 2010 года в удовлетворении иска о признании права на получение социальной выплаты им также было отказано.
По мнению заявителей, оспариваемая норма, как не предусматривающая возможность получения социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного молодой семье в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О и др.).
Исходя из положений статьи 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которым защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, условия предоставления указанных социальных выплат, включая определение их получателей и очередности, устанавливаются федеральным законодателем, Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в рамках их компетенции с учетом положений статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, закрепляющей верховенство федерального законодательства над региональным по предметам совместного ведения.
Законодатель Самарской области в целях содействия решению жилищных проблем молодых семей определил в Законе Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области" порядок предоставления государственной поддержки молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка: право на государственную поддержку в виде социальной выплаты имеют не только семьи, родившие (усыновившие) ребенка и отвечающие требованиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, но и семьи, соответствующие требованиям подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 86-ГД, родившие (усыновившие) ребенка в период с 15 мая 2009 года до 1 мая 2010 года, если они заключили до 15 мая 2009 года договор о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) в специализированной областной ипотечной организации, кредитной организации до достижения одним из супругов 31-летнего возраста и получили ипотечный жилищный кредит (заем) до 1 июля 2009 года (статья 13), - при этом целевое назначение социальной выплаты для данной категории граждан определено как погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства (часть 1 статьи 15).
Такое правовое регулирование, закрепляющее круг лиц, имеющих право на получение социальных выплат, и осуществленное субъектом Российской Федерации в рамках своих дискреционных полномочий, направлено на оказание социальной поддержки молодым семьям, родившим (усыновившим) ребенка, при приобретении или строительстве жилья и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей. Разрешение же вопроса об изменении условий предоставления данного вида социальной выплаты не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Арыхова Камала Джума оглы и Арыховой Севиндж Камал кызы, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка