КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2001 года N 133-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Половцева Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав статьями 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С.Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина И.Н.Половцева,

установил:

1. Статьями 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга от 30 декабря 1999 года "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" (с последующими изменениями и дополнениями) установлены ставки налога на 2000 год и 2001 год на находящиеся в собственности граждан строения, помещения и сооружения (статья 7) и на водно-воздушные транспортные средства (статья 8).

Гражданин И.Н.Половцев, выполнивший требование налоговых органов об уплате за 2000 год налога на принадлежащее ему строение, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность названных норм. По мнению заявителя, возложение на него обязанности по уплате налога, отнесенного к местным налогам, но введенного не актом органа местного самоуправления, а законом субъекта Российской Федерации (Законодательным Собранием Санкт-Петербурга), нарушает его право платить законно установленные налоги и сборы и право на осуществление местного самоуправления и тем самым противоречит статьям 12, 57, 130 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель просит признать Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку введения его в действие.

2. Вопросы природы публичной власти, включающей как государственную власть, так и местное самоуправление, и критериев разграничения территориальной сферы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" указано, что Конституция Российской Федерации не содержит ни исчерпывающего перечня органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, ни ограничения этого перечня лишь высшими органами государственной власти. При этом Конституционный Суд Российской Федерации признал, что органы государственной власти в субъектах Российской Федерации могут создаваться только в тех административно-территориальных единицах, которые как таковые предусмотрены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации; определение же уровня, на котором создаются муниципальные образования, как не относящееся к установлению общих принципов организации местного самоуправления и, следовательно, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации), может быть различным и зависит от особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

Данная правовая позиция конкретизирована Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 18 апреля 2000 года по жалобе гражданина Ю.П.Седых-Бондаренко и коллективной жалобе граждан Ю.П.Седых-Бондаренко, Л.И.Иванова и других на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу предоставлена возможность при организации местного самоуправления не создавать выборные органы на городском уровне (пункт 2 статьи 14). Поскольку эта норма не носит императивного характера, задача организации местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге - в соответствии с уставами и законами данных субъектов Российской Федерации - может быть решена различным образом, однако при этом в силу Конституции Российской Федерации и требований названного Федерального закона их население не должно лишаться права на осуществление местного самоуправления, которое подлежит защите в судах общей юрисдикции.

Следовательно, конституционное право жителей городов федерального значения на осуществление местного самоуправления при отсутствии выборных городских органов местного самоуправления может быть реализовано на внутригородских территориях в установленных Конституцией Российской Федерации формах, в том числе через выборные и иные органы местного самоуправления, обеспечивающие самостоятельное решение населением этих внутригородских территорий вопросов местного значения. Что же касается населения городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, то оно не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

3. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1, Конституции Российской Федерации). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отмечается, что принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единства налоговой системы закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации. Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что следует из статей 71 (пункт "з"), 73 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл.

Вопрос об определении правового содержания этого понятия применительно к местным налогам в Постановлении от 21 марта 1997 года не рассматривался. Однако изложенная в нем правовая позиция, как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 1998 года по запросам Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово, имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных. В частности, положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления.

Юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения и сборов определяют в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации и сохраняющие свою силу положения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно пункту 2 статьи 21 названного Закона налог на имущество физических лиц устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки данного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Законом же Российской Федерации от 9 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года), предусмотрено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в установленных данным Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям (статья 3).     

Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что установление местных налогов и сборов, а следовательно, и налога на имущество физических лиц, также относится к предметам ведения местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 6), местные налоги и сборы устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно (статья 39). Однако в силу Федерального закона от 17 марта 1997 года "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что федеральный законодатель передал в ведение городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга установление местных налогов и сборов, включая определение их ставок.

Статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации (пункт 4). Однако в соответствии со статьей 32_1 Федерального закона от 5 августа 2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 года) статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Согласно статье 64 Устава Санкт-Петербурга предметы ведения находящихся на территории Санкт-Петербурга муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, в том числе местные налоги, определяются законами Санкт-Петербурга. Законом же Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 года "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 4 декабря 2000 года) к предметам ведения муниципальных образований отнесены введение и отмена местных налогов и сборов, а также определение конкретных ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Решение вопроса об устранении противоречий между оспариваемым положением статьи 7 Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" в части установления ставок налога на имущество физических лиц - строения, помещения и сооружения (статья 7) и Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", а также Законом Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", если они будут установлены, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Заявитель же вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о признании этой нормы недействующей и не подлежащей применению и защитить свои права налогоплательщика, оспорив в судебном порядке действия налоговых органов.

Что касается статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах", то она в деле заявителя не применялась, а потому его жалоба в этой части в соответствии с пунктом 2 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.

4. Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 15 декабря 1999 года, подписан губернатором Санкт-Петербурга 30 декабря 1999 года и официально опубликован 31 января 2000 года в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", однако согласно статье 10 названного Закона он вводился в действие с 1 января 2000 года. Эта статья по протесту прокурора Санкт-Петербурга Законодательным Собранием Санкт-Петербурга была исключена (Закон Санкт-Петербурга от 10 октября 2000 года).

Вопрос о порядке введения в действие актов органов государственной власти о налогах и сборах уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" Конституционный Суд Российской Федерации применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах констатировал, что, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение, как отмечено в Постановлении, требует от соответствующих органов определения разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Такой срок определяется пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года), согласно которому, в частности, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральным законом от 30 марта 1999 года действие пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации было приостановлено до 1 января 2000 года.

Нарушение установленного порядка введения в действие закона о налогах и сборах противоречит Конституции Российской Федерации, ее статье 57. Однако, оценивая Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" с точки зрения порядка введения его в действие, необходимо учитывать, что согласно Законам Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 21) и "О налогах на имущество физических лиц" (пункт 1 статьи 1) налог на имущество физических лиц уплачивается всеми физическими лицами - собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения, и взимается на всей территории Российской Федерации; на органы же государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность установить его ставки. Из этого, в том числе, следует, что Закон Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" не мог быть введен в действие по крайней мере до истечения одного месяца со дня его официального опубликования.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Половцева Игоря Николаевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации и поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Текст документа сверен по:

файл-рассылка