Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 18 апреля 2000 года N 97-О

     

По жалобе гражданина Ю.П.Седых-Бондаренко и коллективной жалобе граждан Ю.П.Седых-Бондаренко, Л.И.Иванова, С.Б.Иванова, А.С.Лущика, А.Н.Савельева, Р.И.Славиной и С.И.Осетрова на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Москвы



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалоб граждан Ю.П.Седых-Бондаренко, Л.И.Иванова, С.Б.Иванова, А.С.Лущика, А.Н.Савельева, Р.И.Славиной и С.И.Осетрова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

установил:

1. Гражданин Ю.П.Седых-Бондаренко, проживающий в городе Москве, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит проверить конституционность пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"редакции от 17 марта 1997 года), в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления. Заявитель считает, что это положение противоречит статьям 5, 12, 32 (часть 2), 130 (часть 2) и 133 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие органов местного самоуправления на городском уровне в Москве и Санкт-Петербурге препятствует реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Кроме того, в Конституционный Суд Российской Федерации поступила коллективная жалоба граждан Ю.П.Седых-Бондаренко, Л.И.Иванова, С.Б.Иванова, А.С.Лущика, А.Н.Савельева, Р.И.Славиной и С.И.Осетрова, в которой помимо пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оспаривается конституционность Устава города Москвы, устанавливающего, что представительный и исполнительный органы власти города одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. К жалобе приложены определения Московского городского суда от 28 октября 1999 года и от 22 ноября 1999 года об отказе в связи с неподведомственностью в принятии заявлений Ю.П.Седых-Бондаренко, а также Л.И.Иванова и А.Н.Савельева об обжаловании указанных актов.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителей о несоответствии их жалоб требованиям названного Закона. Однако в своих повторных жалобах они настаивают на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по этим вопросам.

2. Вопросы природы публичной власти, включающей как государственную власть, так и местное самоуправление, и критериев разграничения территориальной сферы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлении от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации не содержит ни исчерпывающего перечня органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, ни ограничения этого перечня лишь высшими органами государственной власти; при этом было признано, что органы государственной власти в субъектах Российской Федерации могут создаваться только в тех административно-территориальных единицах, которые как таковые предусмотрены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. Определение же уровня, на котором создаются муниципальные образования, как не относящееся к установлению общих принципов организации местного самоуправления и, следовательно, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации), может быть различным и зависит от особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городам федерального значения - Москве и Санкт-Петербургу предоставлена возможность при организации местного самоуправления не создавать его выборные органы на городском уровне (пункт 2 статьи 14). Поскольку эта норма не носит императивный характер, задача организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге - в соответствии с уставами и законами данных субъектов Российской Федерации - может быть решена различным образом, однако при этом в силу Конституции Российской Федерации и требований названного Федерального закона их население не должно лишаться права на осуществление местного самоуправления, которое подлежит защите в судах общей юрисдикции. Следовательно, конституционное право жителей городов федерального значения избирать и быть избранными в органы местного  самоуправления даже при отсутствии выборных городских органов местного самоуправления может быть реализовано на внутригородских территориях.

Таким образом, жалоба гражданина Ю.П.Седых-Бондаренко, а также коллективная жалоба граждан Ю.П.Седых-Бондаренко, Л.И.Иванова, С.Б.Иванова, А.С.Лущика, А.Н.Савельева, Р.И.Славиной и С.И.Осетрова не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку оспариваемые в них положения не препятствуют реализации конституционного права на осуществление местного самоуправления.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ю.П.Седых-Бондаренко, а также коллективной жалобы граждан Ю.П.Седых-Бондаренко, Л.И.Иванова, С.Б.Иванова, А.С.Лущика, А.Н.Савельева, Р.И.Славиной и С.И.Осетрова как не отвечающих критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд
Российской Федерации




Текст документа сверен по:

рассылка