СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2022 года Дело N 33-434/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелияв составе
председательствующего судьиФаткуллиной Л.З.,
судейДушнюк Н.В., Савельевой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи А.А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобамистца и ответчика Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2021 года по иску Р.М.А. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сегежскому району, Министерству внутренних дел по Республике Карелия о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьиДушнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.М.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ проходил службу в органах внутренних дел РФ, уволен 30.06.2021 по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, при увольнении ответчик полный расчет с истцом не произвел.Ссылаясь на положения ст. ст. 127, 140, 152 Трудового кодекса РФ, истец просил взыскать с надлежащего из заявленных ответчиков задолженность за сверхурочную работу в размере 183120,03 руб., в том числе за 2020 год - 156201,21 руб.,за 2021 год - 26918,82 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Решением суда исковые требованияудовлетворены частично, с ОМВД России по Сегежскому району в пользу Р.М.А. за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год взыскано 12135,59 руб., компенсация морального вреда - 2000 руб. В остальной части иска и в иске к МВД по РКотказано.
С таким решением суда не согласенистец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение обудовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, чтов соответствии со ст. 152 Трудового кодекса РФ за сверхурочную работу взысканию с ответчика подлежит 183120,03 руб. С учетом обстоятельств дела требование о взыскании морального вреда подлежит удовлетворению в размере 10000 руб. Истцу только в июне 2021 года стало известно о том, что по его рапорту компенсация за сверхурочную работу в полном объеме непроизведена. Данные обстоятельства подтвердил в суде свидетель П.С.С. При этом ответчик не представилдоказательств тому, что истца ежемесячно информировали о суммах выплачиваемого денежного довольствия.
С решением суда не согласен ответчик МВД по РК, в апелляционной жалобе представитель Л.С.А. просит его отменить в части удовлетворенных исковых требований, принять новое решение об отказе в иске в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом пропущен срок обращения в суд за взысканием компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за февраль-март 2021 года.Р.М.А. обратился в суд с иском 02.08.2021,начало течения срока обращения в суд по указанному требованию - 02.05.2021.Полагает, что в иске следует отказать.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель П.Д.А. доводы жалобы истца поддержали, с жалобой ответчика не согласились.
Представитель МВД по РК Л.С.А. в суде апелляционной инстанции жалобу ответчика поддержал, в удовлетворении жалобы истцу просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что с ХХ.ХХ.ХХ истец Р.М.А. проходил службу в ОМВД России по Сегежскому району, с ХХ.ХХ.ХХ занимал должностьпомощника (...).На основании рапорта истца и в соответствии с приказомначальника ОМВД России по Сегежскому району от ХХ.ХХ.ХХ N л/с истец уволен со службы на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
В период службы в 2020-2021 г.г. истец выполнял должностные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, количество часов, отработанных сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, составило в 2020 году - 297 часов, в 2021 год - 51 час.
Согласно рапорту от ХХ.ХХ.ХХ Р.М.А. просил произвести выплату компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени(...). Ранее истец получал денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018-2019 г.г. и за 9 часов (1,013 дня) 2020 года (...).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, данным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантияхсотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента РФ; нормативными правовыми актами Правительства РФ; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Федеральногозакона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. При этом сотрудник в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация(ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011N 342-ФЗ).
Согласно п. 290 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденногоприказом МВД России от 01.02.2018 N 50, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В силу п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 (утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 31.03.2021 N 181), сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.Аналогичная норма закреплена в п. 61 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 N 181 (действует с 10.05.2021).
Из системного анализа указанных нормативно-правовых актов следует, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер. Аналогичная правовая позиция выражена в определениях Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2021 N 88-12980/2021, от 16.06.2021 N 88-8450/2021.
В период службы в 2020-2021 г.г. с рапортом к руководителю о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истец обратился лишь 01.06.2021.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд учел заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, пришел к выводу о том, что Р.М.А. пропущен срок обращения в суд, установленный ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вотношении требования о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год,уважительных причин пропуска срока обращения в суд не установлено.
Согласно п. п. 58-59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65,количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса РФ 120 часов в год). Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. Аналогичные положения закреплены в п.п.63-64 Порядкаобеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 N 181.
В 2021 году истец в течение 51 часа выполнял служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в феврале - 39 часов, в марте -12 часов. С учетом изложенного за 2021 год с ответчика в пользу истца взыскана денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме12135,59 руб.Подробный расчет компенсации приведен в решении суда, является верным, ответчиками не оспаривается.
Установив нарушение прав истца в части невыплаты указанной денежной компенсации, суд в соответствии с ч. 2 ст. 3Федерального закона от 30.11.2011N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 237 Трудового кодекса РФ правомерно взыскал с ОМВД России по Сегежскому району в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб., удовлетворив требование частично.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер нарушения прав истца, степень нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Судебная коллегия не находит оснований для изменения взысканной суммы компенсации морального вреда по доводам апелляционных жалоб сторон.
С выводами суда о частичном удовлетворении иска судебная коллегия соглашается. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалоб сторон спор о неверном исчислении судом срока обращения истца в суд отклоняются.
В соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011N 342-ФЗ"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федеральногооргана исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Наличие в специальном законодательстве нормы относительно сроков обращения в суд за разрешением служебного спора, исключает возможность применения к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, норм трудового законодательства, устанавливающих иные сроки обращения в суд.
В силу п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65,п. 63 Порядкаобеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 N 181, выплата денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени предусмотрена в текущем году. Р.М.А.,зная о привлечении к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2020 году, с рапортом о выплате денежной компенсации до 01.06.2021 не обращался, с иском в суд обратился 29.07.2021.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что у ответчика отсутствует безусловная обязанность по выплате истцу денежной компенсации завыполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом пропущен срок обращения в суд за взысканием указанной денежной компенсации за 2020 год. Показания свидетеля П.С.С. выводы суда в этой части не опровергают. В частности, П.С.С.показал, что являетсяоперативным помощником дежурного ИВС ОМВД России по Сегежскому району, ведет табели учета служебного времени подразделения ИВС. Истец в его отсутствие также ведет табели учета служебного времени сотрудников ИВС. Соответственно, сведения о количестве дней (часов), отработанных сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истцу были известны.
Поскольку право на предоставление дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времениза 2021 год могло быть реализовано Р.М.А. путем подачи рапорта в течение 2021 года, то не имеется оснований согласиться с доводами жалобы ответчика МВД по РК о пропуске истцом срока обращения за взысканием компенсации за 2021 год.
Иные доводы апелляционных жалоб сторон спора основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2021 годапо настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы истца и ответчика Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка