СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТРЕТЬЕГО КАССАЦИОННОГО СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июня 2021 года Дело N 8Г-7634/2021

Санкт-Петербург 16 июня 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Стешовиковой И.Г.

судей Ирышковой Т.В., Шкарупиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 23 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодской области от 19 января 2021 г. по делу N 2-677/2020 по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сокольский" о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сокольский" (далее также-МО МВД России "Сокольский") о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

В обоснование иска указал, что в период с 25.05.2017 по 23.01.2020 он проходил службу в отделении ГИБДД МО МВД России "Сокольский". Приказом УМВД России по Вологодской области от 22.01.2020 N 8 л/с был уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода ДПС ГИБДД МО МВД России "Сокольский".

Полагал, что за отработанное сверх нормы время (в ночное, в выходные и праздничные дни) в период 2017-2019 г.г. ему не выплачена денежная компенсация. 25.12.2019 на имя начальника МО МВД России "Сокольский" им представлены рапорты с просьбой произвести оплату за время, отработанного сверх установленной нормы. Письмом МО МВД России "Сокольский" от 23.01.2020 в удовлетворении требований о денежной компенсации ему отказано в связи с тем, что в период 2017-2018 г.г. он не обращался с рапортами о предоставлении дней отдыха (либо денежной компенсации) за ранее отработанное время сверх установленной нормы. Считает отказ необоснованным, поскольку в указанный период он привлекался руководством МО МВД России "Сокольский" к работе в соответствии с "Книгой постовых ведомостей МО МВД России "Сокольский", приказов о привлечении к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ему не доводилось.

Истец просил взыскать с МО МВД России "Сокольский" компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 22.05.2017 по 31.12.2018 в размере 80 609 руб. 39 коп., в том числе за 293 часа в 2017 г. на сумму 51 461 руб. 43 коп., за 151 час в 2018 г. на сумму 29 147 руб. 96 коп., а также за 2019 г. за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с учетом произведенной оплаты за 120 часов, то есть за 74 часа в размере 14265 руб. 53 коп.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее также-УМВД России по Вологодской области), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее также-МВД России).

Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 23 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодской области от 19 января 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МВД России, УМВД России по Вологодской области, МО МВД России "Сокольский" о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в МО МВД России "Сокольский" на аттестованной должности в период с 30.06.2005 по 23.01.2020, при этом приказом УМВД России Вологодской области N 72 л/с от 06.03.2017 ФИО1 назначен на должность инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода ДПС ГИБДД МО МВД России "Сокольский" с 22.05.2017, в данной должности он проходил службу по 23.01.2020 согласно заключенному контракту.

Приказом МО МВД России "Сокольский" от 22.01.2020 N 8л/с ФИО1 уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" с 23.01.2020 по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

25.12.2019 ФИО1 обратился к начальнику МО МВД России "Сокольский" с тремя рапортами о предоставлении компенсации за часы, отработанные сверх установленной нормы за 2017 год (293 часа), 2018 год (251 час), 2019 год (230 часов).

Как следует из ответа МО МВД России "Сокольский", с которым ФИО1 ознакомлен под роспись 23.01.2020, оснований для получения денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017-2018 г.г. согласно рапортам истца от 25.12.2019 не имеется, так как в 2017-2018 годах ФИО1 не обращался с рапортами о предоставлении дней отдыха (либо денежной компенсации) за ранее отработанное время сверх установленной нормы - период 2017-2018 г.г. Однако имел реальную возможность воспользоваться таким правом в период использования основных отпусков за 2017, 2018 г.г. ФИО1 мог присоединить дни отдыха (за ранее отработанное время сверх установленной нормы) к отпускам за соответствующие годы. ФИО1 имеет право на получения компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 г. согласно табелю учета служебного времени.

Согласно приказу МО МВД России "Сокольский" от 27.01.2020 N 9 л/с, с учетом приказа от 10.02.2020 N 17 л/с, постановлено выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на основании рапорта сотрудника лейтенанту полиции ФИО1, инспектору ДПС ОВ ДПС ГИБДД за 120 часов.

02.03.2020 ФИО1 обратился в МО МВД России "Сокольский" с заявлением, в котором указал, что им отработано в 2019 г. сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 230 часов, в связи с чем, им подан рапортом на имя начальника МО МВД России "Сокольский" о выплате денежной компенсации за указанный период работы сверхурочно в полном объеме.

Согласно ответу начальника МО МВД России "Сокольский" от 30.03.2020 за 2019 г. истцу произведена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени на основании приказа МО МВД России "Сокольский" от 22.01.2020 N 8 л/с в размере 24 872 руб. 40 коп. из расчета 120 часов в год согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 199 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального Закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом МВД России от 19.10 2012 N 961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие дни, предоставлении сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха", Приказом МВД России от 01.02.2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел в Российской Федерации", оценив представленные сторонами спора доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании компенсационных выплат.

Суд указал, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только на основании рапорта сотрудника внутренних дел, то есть носит заявительный характер, при этом истец с рапортом о выплате ему денежной компенсации за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за спорный период 2017, 2018 г.г. в установленный законом срок, то есть в течение текущего календарного года не обращался, также не направлял рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отдыха в виде отгулов либо с присоединением их к очередному отпуску в данные периоды, то есть истец не реализовал свое права, имея реальную возможность воспользоваться таким правом; за 2019 г. на основании рапорта истца ему предоставлена денежная компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 120 часов в соответствии с требованиями законодательства, при этом за предоставлением дополнительных дней отдыха за 2019 г. в виде отгулов либо присоединению их к очередному отпуску с рапортом к руководству отдела внутренних дел истец не обращался, а выплата компенсации за один календарный год в размере, превышающем 120 часов, не предусмотрена нормами действующего законодательства.

Кроме того, суд первой инстанции указал на пропуск истцом срока обращения в суд за разрешением возникшего служебного спора, о применении которого заявлено представителем ответчика.

С выводами суда первой инстанции об отказе истцу в иске согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.

Регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Министра внутренних дел России от 19.10.2012 N 961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление сотрудникам дополнительных дней отдыха", приказом МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", а также приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в которых предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам.

Право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на оплату (компенсацию) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, а также порядок ее предоставления до 02.04.2018 регулировался приказом Министра внутренних дел России от 19.10.2012 N 961, которым был утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, а с 03.04.2018 приказом МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", а также приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно пункту 6 статьи 53 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии с положениями пункта 9, 10 приказа МВД России от 19.10.2012 N 961, действовавшего до 02.04.2018, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (пункт 9). Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10).

Аналогичные положения предусмотрены в приказе МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

В силу приведенного правового регулирования для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом в соответствии с действующим Порядком необходимым условием для реализации права на получение денежной компенсации является волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем.

Исходя из прямого указания статьи 53 Федерального Закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, пункта 56 Порядка обеспечения денежным довольствием, выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, т.е. носит заявительный характер.

Судом установлено, что в 2018 г. ФИО1 обращался к начальнику МО МВД России "Сокольский" с рапортами о предоставлении отгулов за время, отработанное сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени: рапорт от 18.07.2018 и рапорт от 11.12.2018, а также с рапорт от 10.01.2020, отгулы ФИО1 были предоставлены, с иными рапортами за ранее отработанное время сверх установленной нормы, в 2017- 2019 г.г. ФИО1 не обращался, имея возможность воспользоваться таким правом, потому, в силу вышеприведенных нормативных положений, вывод суда об отказе истцу в иске о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017-2018 г.г. является правомерным.

Согласно приведенному выше порядку, за 2019 г. ФИО1 произведена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за 120 часов, потому основания для выплаты истцу компенсации за сверхурочную работу за 2019 год в количестве более 120 часов (15 дней), отсутствовали.

Доводы заявителя жалобы, что не был поставлен в известность о возможности получения в течение года денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, судом расценены, как несостоятельные, с учетом реализации истцом такого права в течение периода службы.

Выводы суда о пропуске заявителем срока обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора по требованиям о взыскании с ответчика компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, компенсационной выплаты за выполнение служебных обязанностей в ночное время, компенсационной выплаты за время выполнения служебных обязанностей в нерабочие праздничные дни, основаны на применении положений части 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и установленных судом обстоятельствах, что истец знал о наличии у него отработанных сверх установленной нормы часов за спорные периоды, частично реализовав право в период службы, при этом обратился с тремя рапортами за три года 25.12.2019, а в суд с иском о взыскании денежной компенсации за 2017 и 2018 г.г., и с требованиями в части взыскания денежной компенсации за 2019 г. обратился за истечением срока исковой давности. Уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли истцу возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение предусмотренного законом трехмесячного срока, судом не установлено, соответствующего ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим иском истцом не заявлялось.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.

По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 23 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодской области от 19 января 2021 г. без изменения, кассационную жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка