СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2022 года Дело N 2-581/2022

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи С.В. Степониной,

при секретаре М.О. Кличко,

с участием истца Уппита С.А., представителя ответчика по доверенности Ширшовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уппита Сергея Аркадьевича к Государственному учреждению "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" о включении периодов в стаж, обязании произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Уппит С.А. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. С 27.02.2019 истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсионный орган предоставил расчет пенсии, с которым истец не согласен, полагает, что период получения пособия по временной нетрудоспособности с 03.06.1998 по 05.07.1998 учтен неверно в размере 1 месяц 02 дня, вместо 1 месяц 03 дня. Также, по мнению истца, пенсионным органом неверно определено соотношение его среднемесячной заработной платы за 60 месяцев к среднемесячной заработной плате по стране. Для определения размера пенсии за период с февраля 1987 по февраль 1992 применен в качестве делителя среднемесячный заработок по РСФСР (республике), а не стране (СССР), что в итоге привело к коэффициенту - 1,056, вместо - 1,083. Кроме того, ответчиком взяты не самые выгодные для истца 60 месяцев работы, поскольку, по мнению истца, таковым периодом должен быть промежуток времени с июня 1980 года по сентябрь 1987 года, за исключением срочной службы в армии и последующего отпуска. При таком расчете зарплатный коэффициент составил бы 1,189. Жалобы истца не неправильный расчет пенсии были оставлены пенсионным органом без удовлетворения.

На основании изложенного, истец, уточнив требования, просит суд признать отказ ответчика во включении в общий страховой стаж, учитываемый при определении размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 в размере 01 месяц 03 дня незаконным; обязать ответчика засчитать в общий страховой стаж период получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 в размере 01 месяц 03 дня; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с даты ее назначения исходя из имеющегося общего страхового стажа в размере 21 год 07 месяцев 00 дней и приравненного периода профессионального обучения к работе по льготному списку в размере 09 месяцев 24 дня, что в сумме дает общий страховой стаж в размере 22 года 04 месяца 24 дня и соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку по стране за выбранный период 1,2.

Определением суда от 22.11.2021, с согласия сторон, произведена замена ответчика Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда в городском округе города Брянска (межрайонное)" на Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" в связи с реорганизацией юридического лица.

В судебном заседании истец Уппит С.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Ширшова С.Н. исковые требования не признала, указав на то, что по расчету пенсионного органа выбраны самые выгодные для истца 60 месяцев работы, в случае принятия к зачету периодов работы, указанных истцом в исковом заявлении, размер пенсии уменьшится до 10 072 руб. Спорный период получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 был зачтен пенсионным органом из расчета 01 месяц 02 дня, исходя из представленной справки от 04.03.2019 ГКУ "Центр занятости населения города Брянска". Отношение среднемесячного заработка за 60 месяцев работы с июня 1980 по октябрь 1987 делилось на среднемесячный заработок по РСФСР в соответствии с Рекомендациями, указанными в совместном письме Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.1997 N 5981-ЮЛ и Пенсионного Фонда РФ от 04.12.1997 N ВБ-06-28/8681. Включение в стаж приравненного периода профессионального обучения к работе по льготному списку было предметом оценки Брянским областным судом при вынесении апелляционного определения N 33-476/2021 от 02.02.2021, которым Уппиту С.А. отказано в удовлетворении иска в данной части.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Федеральный законодатель, осуществляя предоставленные ему полномочия, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм реализации гражданами права на трудовые пенсии, включая закрепление в законе порядка исчисления пенсий.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила N 1015 от 02.10.2014).

В соответствии с пп. "в" ч. 2 Правил N 1015 от 02.10.2014 в страховой стаж включаются (засчитываются), кроме прочего, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В силу п. 30. Правил N 1015 от 02.10.2014 период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2.

На основании п. 47. Правил N 1015 от 02.10.2014 исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (нормы которого применяются для исчисления размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в Определении от 17.12.2009 N 1582-О-О предоставление гражданам права избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии направлено на учет их интересов, обеспечение возможности исчислять пенсию из более высокого заработка и не может расцениваться как ущемление их конституционных прав.

Таким образом, согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы может определяться по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Уппит С.А. с 27.02.2019 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Общий трудовой стаж на 01.01.2002 для исчисления расчетного размера пенсии составил 21 год 06 месяцев 29 дней, общий трудовой стаж до 01.01.1991 в целях валоризации - 11 лет 05 месяцев 23 дня. Средняя заработная плата истца за выбранный период 60 месяцев с июня 1980 по октябрь 1987 составила 226,62 руб. Отношение среднемесячного заработка за 60 месяцев работы к среднемесячной заработной плате по стране учтен пенсионным органом в размере 1,150 (при этом в качестве делителя использовался среднемесячный заработок работающих в отраслях экономики РСФСР в соответствии с Рекомендациями, указанными в совместном письме Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.1997 N 5981-ЮЛ и Пенсионного Фонда РФ от 04.12.1997 N ВБ-06-28/8681). Период получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 был зачтен пенсионным органом из расчета 01 меся 02 дня, исходя из представленной справки от 04.03.2019 ГКУ "Центр занятости населения города Брянска".

Разрешая исковые требования о включении в общий страховой стаж истца периода получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 в размере 01 месяц 03 дня суд учитывает следующее.

Согласно копии справки от 04.03.2019 ГКУ "Центр занятости населения города Брянска", которая находится в макете пенсионного дела Уппита С.А. и оценивалась пенсионным органом при расчете стажа, общее время, засчитываемое в страховой стаж составило 01 месяц 02 дня.

Вместе с тем, в судебное заседание предоставлен оригинал справки N 25066 от июля 1998 года, выданной Центром занятости населения Бежицкого района города Брянска, согласно которой истец Уппит С.А. в период с 03.06.1998 по 05.07.1998 получал пособие по безработице, общее время, засчитываемое в трудовой стаж составило 01 месяц 03 дня.

На основании п. 47. Правил N 1015 от 02.10.2014, учитывая данные справки N 25066 от июля 1998 года, суд приходит к выводу о том, что требования о включении в общий страховой стаж истца периода получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 в размере 01 месяц 03 дня обоснованы и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем действия пенсионного органа по исчислению спорного периода как 01 месяц 02 дня не могут быть признаны незаконными, поскольку ответчик на момент расчета стажа истца не располагал справкой N 25066 от июля 1998 года, которая была предоставлена истцом только при рассмотрении настоящего дела.

Поскольку требование о включении в общий страховой стаж истца периода 01 месяц 03 дня удовлетворено судом, назначенная Уппиту С.А. страховая пенсия подлежит перерасчету с учетом данного периода.

При этом суд считает обоснованным довод истца о том, что при исчислении соотношения среднемесячного заработка подлежит применению средняя заработная плата по СССР, а не РСФСР, поскольку в период с июня 1980 по октябрь 1987 трудовую деятельность истец осуществлял в Союзе Советских Социалистических Республик, при этом Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика входила в состав СССР наряду с остальными социалистическими республиками и отдельным государством не являлась. При этом использование в качестве делителя при расчете пенсии среднего заработка по СССР, который согласно данным Госкомстата РФ от 21.08.1997 N ВС-1-21/1945 был ниже, чем по РСФСР, арифметически выгоднее для истца.

В действовавшем до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ Федеральном законе от 21 июля 1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" предусматривалось, что индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (ст. 1).

Оснований для использования среднего заработка по РСФСР у ответчика, исходя из редакции пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, не имелось. Иных норм о порядке определения названного отношения нормы действующего законодательства не содержат, средний заработок должен определяться в целом по стране.

Суд отклонят ссылку представителя ответчика на Рекомендации, указанные в совместном письме Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.1997 N 5981-ЮЛ и Пенсионного Фонда РФ от 04.12.1997 N ВБ-06-28/8681, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный характер и прямо противоречит положениям пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

Как разъяснено в абз. 2 п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 17 ноября 2014 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).

Согласно ч.2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая, что при назначении пенсии 27.02.2019 и определении ее размера пенсионным органом необоснованно была применена средняя заработная плата по РСФСР вместо СССР, исковые требования о перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии с момента ее назначения обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Суд, являясь органом, рассматривающим обращения лиц за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, не может подменять собой уполномоченный орган, на который законом возложены определенные функции по назначению и перерасчету пенсии. В силу действующих положений Конституции Российской Федерации суд не вправе вторгаться в компетенцию Пенсионного Фонда РФ, даже при установлении факта применения некорректных коэффициентов в ходе рассмотрения дела в суде.

Поскольку итоговый расчет сумм общего страхового стажа, вычисление соотношений среднемесячных заработков, определение зарплатных коэффициентов, расчет размера недополученной пенсии входит в компетенцию пенсионного органа, исковые требования о перерасчете пенсии на основании указанных истцом данных (общий страховой стаж в размере 22 года 04 месяца 24 дня и зарплатный коэффициент 1,2) и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Уппита Сергея Аркадьевича к Государственному учреждению "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" о включении периодов в стаж, обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" включить в общий страховой стаж Уппита Сергея Аркадьевича период получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 в размере 01 месяц 03 дня.

Обязать Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области" произвести перерасчет размера пенсии и выплатить недополученную пенсию с даты ее назначения (с 27.02.2019), исходя из общего страхового стажа с учетом включения периода получения пособия по безработице с 03.06.1998 по 05.07.1998 (01 месяц 03 дня) и соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку по стране за выбранный период.

В оставшейся части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2022 года

Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка