АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2005 года Дело N А40-4338/05-107-9/А40-7780/05-98-90


[В связи с тем, что ОАО "НК ЮКОС" намеренно совершало действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, а его должностные лица осознавали противоправный характер данных действий, желали либо сознательно допускали наступление вредных последствий таких действий ОАО "НК "ЮКОС" правомерен вывод налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенную умышленно, в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по налогу на рекламу]

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 декабря 2005 года N КА-А40/11321-05 данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________

Резолютивная часть решения объявлена 21.04.2005.

Решение в полном объеме изготовлено 28.04.2005.

Арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании незаконным решения от 06.12.2004 N 52/985, требований об уплате налога N 186 и об уплате налоговой санкции N 186/1 и по заявлению Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 к ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" о взыскании штрафных санкций по решению от 06.12.2004 N 52/985, установил:

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "ЮКОС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными и необоснованными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении ОАО "НК "ЮКОС" к налоговой ответственности от 06.12.2004 N 52/985, требований об уплате налога N 186 и об уплате налоговой санкции N 186/1 от 06.12.2004.

Указанным решением, принятым по результатам выездной налоговой проверки ОАО "НК "ЮКОС" за 2003 год, налоговый орган доначислил налогоплательщику налоги в общей сумме 86228187852 руб., пени в размере 15235930657 руб. 66 коп., а также привлек налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 68939326976 руб. 40 коп.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что им обоснованно отнесены на расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы в размере 939600 руб. на ведение бухгалтерского и налогового учета, уплаченные им ООО "Учет и отчетность" и ООО "Центр Учет", как экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, неправомерностью выводов налогового органа о необходимости включения в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль средств, поступивших от дочерних обществ ОАО "НК "ЮКОС" в Фонд финансовой поддержки развития производства, в результате чего произошло двойное налогообложение одних и тех же сумм, неправомерностью выводов налогового органа о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами, тем, что ОАО "НК "ЮКОС" не допущено нарушений налогового законодательства при исчислении НДС (внутренний рынок), правомерно определены суммы налоговых вычетов по НДС по оказанным ему услугам по подготовке к проведению внеочередного общего собрания акционеров, неправомерностью доводов инспекции о налогообложении заявителя налогом на рекламу, на неправомерность выводов о наличии в действиях ОАО "НК "ЮКОС" признаков недобросовестности, выразившихся в создании схемы ухода от налогообложения с участием взаимозависимых организаций, в том числе, зарегистрированных на территориях с льготным режимом налогообложения, неправомерностью начисления пеней в связи с приостановлением операций по счетам и наложением ареста на имущество, необоснованностью увеличения размере штрафа в связи с обстоятельствами, отягчающими ответственность, отсутствием вины организации, нарушением налоговым органом порядка осуществления производства по делу о налоговом правонарушении, а также несоответствием решения налогового органа нормам международного права.

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на экономическую необоснованность отнесения на расходы денежных сумм, уплаченных ООО "Учет и отчетность" ООО "Центр Учет" за оказанные услуги по организации ведения бухгалтерского учета основных средств в связи с оказанием аналогичных услуг ООО "ЮКОС-Финансово-бухгалтерский центр", на отсутствие правовых оснований по применению пункта 11 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при получении от дочерних компаний денежных средств в Фонд финансовой поддержки развития производства ОАО "НК "ЮКОС", на отсутствие документально подтвержденных расходов в виде покупной стоимости векселей третьих лиц, на несоответствие документов по приобретению векселей требованиям законодательства о бухгалтерском учете и налогового законодательства, на занижение налога на добавленную стоимость по внутренним оборотам в связи с невключением выручки от реализации в налоговую и бухгалтерскую отчетность, на необоснованность применения налогового вычета в сумме 1336165 руб. 52 коп. по налогу на добавленную стоимость по приобретенным услугам, связанным с проведением внеочередного общего собрания акционеров ОАО "НК "ЮКОС", на неуплату заявителем налога на рекламу в размере 108058263 руб., на неотражение ОАО "НК "ЮКОС" выручки от реализации продукции (работ, услуг) в результате применения незаконной схемы уклонения от налогообложения путем создания искусственного движения товарного потока нефти и нефтепродуктов через ряд организаций, зависимых от ОАО "НК "ЮКОС" и выполняющих роль собственников нефти и нефтепродуктов, зарегистрированных на территориях с льготным режимом налогообложения, что повлекло за собой неуплату налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и налога на имущество предприятий, на наличие умысла на совершение налоговых правонарушений, на наличие обстоятельств, отягчающих ответственность налогоплательщика, в связи с привлечением к налоговой ответственности за аналогичные нарушения.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о взыскании с ОАО "НК "ЮКОС" налоговых санкций по решению от 06.12.2004 N 52/985 в размере 68939326976 руб. 40 коп. Исковое заявление (т.1683, л.д.5-10) было принято судом к производству по делу N А40-7780/05-98-90.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 28.02.2005 по настоящему делу (т.1682, л.д.127) объединены в одно производство для совместного рассмотрения дело N А40-7780/05-98-90 и дело N А40-4338/05-107-9.

ОАО "НК "ЮКОС" представлен отзыв на исковое заявление инспекции (т.1686, л.д.1-13), в котором он просит отказать Инспекции в удовлетворении ее требований, ссылаясь на незаконность принятого ею решения.

Выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных сторонами требований.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" законодательства о налогах и сборах за 2003 год.

По результатам проверки, рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 19.11.2004 N 52/907 (т.2, л.д.1-163), инспекцией вынесено решение от 06.12.2004 N 52/985 о привлечении ОАО "НК "ЮКОС" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д.68-213, т.1683, л.д.12-157). 06.12.2004 ОАО "НК "ЮКОС" направлено требование N 186 об уплате налога и пени (т.3, л.д.1-2). Требованием от 06.12.2004 N 186/1 ОАО "НК "ЮКОС" предложено в добровольном порядке уплатить налоговые санкции (т.3, л.д.3). Суммы доначисленных налогов, пеней и налоговых санкций налогоплательщиком не уплачены.

В пункте 1.1.1 оспариваемого решения инспекция доначислила ОАО "НК "ЮКОС" налог на прибыль в сумме 225504 руб. в результате необоснованного включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по договорам с ООО "Учет и отчетность", ООО "Центр Учет" (т.1571, л.д.80-81, 2-24, 28-31, 33, 36-37).

Согласно договору N 47 от 1 августа 2000 года между ОАО "НК "ЮКОС" и ООО "Учет и отчетность" последнее оказывает услуги ОАО "НК "ЮКОС" по организации ведения бухгалтерского учета "Основных средств" в части учета основных средств производственного назначения, принадлежащих заказчику на праве собственности и расположенных на месторождениях, право пользования которыми принадлежит исполнителю и (или) заказчику (т.1680, л.д.71-86).

В течение 2003 года отнесено на расходы по указанному договору 731600 руб.

По договору от 21.02.2002 N Ю02-243/488 ООО "Центр Учет" оказывало услуги ОАО "НК "ЮКОС" по организации ведения бухгалтерского учета "Основных средств" в части учета основных средств производственного назначения, расположенных на месторождениях в Самарском регионе (т.1680, л.д.26-36).

В течение 2003 года отнесено на расходы по договору 208000 руб.

В то же время, судом установлено, что по договору от 03.01.2001 N ФБЦ-004 ООО "Юкос-Финансово-бухгалтерский центр" оказывало заявителю аналогичные услуги, а именно: по организации и ведению бухгалтерского, налогового учета, кассового обслуживания заказчика, расчетов с кредитными организациями, в том числе по гарантийным письмам заказчика, составления всех видов отчетности, содержанию бухгалтерских документов заказчика согласно Федерального закону "О бухгалтерском учете", Положению о бухгалтерском учете и отчетности и законодательству Российской Федерации, подготовке отдельных процедур реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и составления форм отчетности по данным регистров учета для обеспечения управленческого учета и составления консолидированной отчетности заказчика, посредством использования информационных систем заказчика (т.1683, л.д.13).

Таким образом, ведение бухгалтерского и налогового учета по всем счетам, с формированием бухгалтерского и налогового учета по всем счетам, с формированием бухгалтерских регистров, налоговой и бухгалтерской отчетности возложено на ООО "Юкос-Финансово-бухгалтерский центр", которое представляет в соответствующие органы бухгалтерскую и налоговую отчетность и которому ежемесячно выплачивается вознаграждение за оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая, что расходы за аналогичные услуги, оказанные ООО "ЮКОС-ФБЦ", уменьшили налоговую базу ОАО "НК "ЮКОС" по налогу на прибыль, повторное включение аналогичных расходов в налоговую базу противоречит положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости экономической оправданности расходов, уменьшающих налоговую базу.

При этом, довод ОАО "НК "ЮКОС" о территориальной обособленности основных средств, в связи с чем ведение бухгалтерского учета по которым передано ООО "Учет и отчетность" и ООО "Центр Учет", судом не принимается, т.к. ООО "ЮКОС-ФБЦ" осуществлял ведение бухгалтерского учета как ОАО "НК "ЮКОС", так и его дочерних предприятий, находящихся в различных регионах Российской Федерации, что подтверждается, в частности, договорами ООО "ЮКОС-ФБЦ" с ООО "Ю-Мордовия" (т.1658, л.д.116-141), ЗАО "ЮКОС-М" (т.1658, л.д.93-100), ООО "Альта-Трейд" (т.1658, л.д.77-84), ООО "Ратмир" (т.1658, л.д.69-76), ООО "Фаргойл" (т.1658, л.д.53-60), ООО "Ратибор" (т.1658, л.д.61-68), ООО "Эвойл" (т.1658, л.д.47-52), ООО "Энерготрейд" (т.1650, л.д.97-104).

В пункте 1.1.2 оспариваемого решения доначислен налог на прибыль в сумме 1545103440 руб. на суммы безвозмездно полученных ОАО "НК "ЮКОС" денежных средств от дочерних обществ налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, в 2003 году ОАО "НК "ЮКОС" безвозмездно были получены денежные средства в размере 6437931000 руб. в качестве взноса дочерних организаций в созданный ОАО "НК "ЮКОС" Фонд финансовой поддержки развития производства ОАО "НК "ЮКОС" от ООО "Сергиевский склад", ООО "Богатовский склад", ООО "Кинельский склад", ООО "Грековский склад", ООО "Жигулевский склад", ООО "Первомайский склад", ООО "ЮКОС-Импорт" (т.1603, л.д.6-17).

На основании решения заседания совета директоров ОАО "НК "ЮКОС" (выписка из протокола от 23.08.2000 N 120/1-12) утверждено Положение о Фонде финансовой поддержки развития производства (т.3, л.д.5358, т.1603, л.д.3-5). Согласно Положению Фонд создается для формирования централизованных финансовых резервов для финансирования затрат компании, дочерних и основных обществ, связанных с осуществлением их финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности, развитием перспективных программ, направлений, покрытие убытков текущего года и прошлых лет компании и дочерних и основных обществ и иных затрат, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности компании и дочерних основных обществ. ОАО "НК "ЮКОС" является собственником средств Фонда. Фонд формируется, в том числе и за счет нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении дочерних и основных обществ, если компетентные органы управления дочерних и основных обществ, приняли соответствующее решение о безвозмездном инвестировании денежных средств в Фонд.

ОАО "НК "ЮКОС" не включало денежные средства, перечисленные в Фонд, в налоговую базу по налогу на прибыль, руководствуясь пунктом 11 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не учитывается при налогообложении имущество, полученное российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации.

Невключение указанных денежных средств в налоговую базу по налогу на прибыль является неправомерным в связи со следующим.

В соответствии с п.1 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

8) в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

10) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации.

Как видно из анализа указанной нормы с учетом всех ее положений в совокупности, законодатель только в пп.9 и в пп.10 п.1 ст.251 Кодекса исключил из налогооблагаемой базы налогом на прибыль доходы в виде денежных средств, в остальных случаях, как и в подпункте 11 п.1 ст.251 Кодекса, на который ссылается ОАО "НК "ЮКОС", поскольку законодатель не упомянул денежные средства при исключении из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, суд считает, что в данных подпунктах речь идет о ином, нежели денежные средства, имуществе.

Умысел на совершение правонарушения в виде неуплаты налога на прибыль с суммы, перечисленной в Фонд, подтверждается также указанием в аудиторском заключении на незаконность указанного перечисления (т.1660, л.д.159-239).

В пункте 1.1.3 инспекцией установлена неуплата ОАО "НК "ЮКОС" налога на прибыль в сумме 112700091 руб. в результате уменьшения налоговой базы на затраты по приобретению векселей при отсутствии в первичных документах сведений об их покупной стоимости.

Из материалов дела следует, что ОАО "НК "ЮКОС" заключались договоры на приобретение векселей третьих лиц. При этом ряд договоров не содержит договорной стоимости приобретаемых векселей. Так, представленные договоры купли-продажи векселей не содержат информации о цене передаваемых (приобретаемых) векселей, а предусматривают определение стоимости (договорной стоимости) передаваемых векселей в дополнительных соглашениях (реестрах) при непосредственной передаче векселей. Помимо реестров договорами предусмотрено оформление передачи векселей актами приема-передачи. Однако представленные на проверку в инспекцию и в суд реестры приобретаемых налогоплательщиком векселей, как и акты приема-передачи данных векселей, содержат информацию о векселедателях, номерах, датах выпуска (погашения) и номинальной стоимости передаваемых векселей. При этом, довод ОАО "НК "ЮКОС" о том, что им по требованию налогового органа N 20 направлялись в инспекцию документы, представленные им в материалы дела в подтверждение договорной стоимости векселей (т.3, л.д.14-163), не нашел подтверждения в материалах дела (т.1605, л.д.44 - требование, т.1605, л.д.62-164 - описи переданных в инспекцию документов). Кроме того, все представленные налогоплательщикам в материалы дела реестры и акты приема-передачи не относятся к покупке векселей третьих лиц, а, напротив, к передаче неких векселей третьих лиц контрагентам заявителя.

Кроме того, первичные документы, подтверждающие фактически произведенные расходы по приобретению данных векселей, отсутствуют. ОАО "НК "ЮКОС" не представлены документы, подтверждающие оплату векселей, расходы на приобретение которых исключены из состава расходов, уменьшающих налоговую базу. Ссылка ОАО "НК "ЮКОС" на п.1 ст.272 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что расходы для целей налогообложения признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, судом не принимается, так как заявителем не учтен пп.7 п.7 ст.272 Кодекса, определивший датой осуществления внереализационных расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, дату реализации ценных бумаг.

Довод заявителя о частичной оплате приобретенных им ценных бумаг денежными и иными средствами (т.1688, л.д.57) не нашел подтверждения в материалах дела.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год налогоплательщиком учтены документально неподтвержденные расходы в виде покупной стоимости векселей третьих лиц. Документы, представленные налогоплательщиком в обоснование расходов по приобретению векселей не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и положениям статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации, так как они не содержат измерители операций в денежном выражении.

Инспекцией налогоплательщику доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 7571546 руб. 14 коп. (п.1.2 решения) в связи с невключением в налоговую базу 2003 года выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме 5496009 руб. 76 коп., полученной от ФГП "МГТС России "Росжелдорснаб" за реализованное дизтопливо и транспортные расходы, ОАО "Сибнефть-Тюменьнефтепродукт" за аренду АЗС, ОАО "Юганскнефтегаз" за право пользования программным обеспечением, филиала ОАО "Банк "Менатеп" в г.Нефтеюганске за аренду оборудования, ЗАО "Наше время" за оказанные услуги по счету-фактуре N 716 от 8 сентября 2003 года, ЗАО "Инзернефть" за выполненные работы по договору Ю02-243/938 от 23 декабря 2002 года, ООО "Западно-Малобалыкское" за услуги по независимой оценке запасов нефти и газа (подпункт 1 пункта 1.2 решения); а также в связи с невключением в налоговую базу 2003 года агентского вознаграждения в сумме 317581 руб. 88 коп., полученного ОАО "НК "ЮКОС" за выполнение агентских договоров с ОАО "Транссибирские МН" и АО "МНП "Дружба" (подпункт 2 пункта 1.2 решения).