Министерство здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


ПРИКАЗ


от 24 марта 2010 года N 103


Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ



В целях единообразного применения должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Методические рекомендации) (приложение).

2. Руководителям органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить исполнение положений Методических рекомендаций при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.

Руководитель
Г.Г.Онищенко

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
от 24 марта 2010 года N 103

     

Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора)



Настоящие Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2009, N 18, ст.2140; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52 (1 ч.), ст.6441) должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее - должностные лица Роспотребнадзора либо должностные лица) при исполнении своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля (надзора).

1. Общие положения

1.1. Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений - обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

1.2. Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

1.3. Производство по делу об административных правонарушениях, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном нарушении (в частности, в форме осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятия вещей и документов, ареста товаров, временного запрета деятельности), осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Основные правила и особенности проведения административного расследования неоднократно и подробно разъяснялись Роспотребнадзором (например, письма от 19.08.2009 N 01/11921-9-32 "О применении норм КоАП при проведении административного расследования", от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32 "Об оптимизации практики применения КоАП при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования", от 22.10.2005* N 0100/7716-05-32 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 22.09.2005". - Примечание изготовителя базы данных.

1.4. Должностным лицам Роспотребнадзора необходимо оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, принимающих участие в проверке или участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

1.5. Соблюдение требований законодательства по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц Роспотребнадзора, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

2. Терминология и общие требования при проверках

2.1. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора) устанавливаются положениями главы 2 Закона N 294-ФЗ.

Особенности лицензионного контроля органами Роспотребнадзора в отношении лиц, получивших лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, или на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, могут устанавливаться отдельными федеральными законами (ч.4 ст.1 Закона N 294-ФЗ).

До 1 января 2011 года положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении лицензионного контроля.

2.2. Необходимо учитывать, что положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к следующим мероприятиям:

1) При проведении административного расследования (при выявлении признаков административных правонарушений следует руководствоваться положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; см. также п.10.6 Методических рекомендаций).

2) При расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.

3) При осуществлении контроля за соблюдением обязательных требований на финансовом рынке.

4) При осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

5) Если не требуется взаимодействия органов Роспотребнадзора и проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов Роспотребнадзора (например, в случаях фиксации должностными лицами Роспотребнадзора фактов нарушений без взаимодействия с проверяемым лицом (с его представителями)).

Кроме того, органы Роспотребнадзора в рамках установленных действующим законодательством ограничений и исходя из стоящих перед ними задач (в частности, в рамках мониторинга ситуации в регионе либо при подготовке к проверкам) могут осуществлять сбор необходимой информации из различных источников, а также использовать право обращаться к любым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иным лицам с предложением предоставить необходимые сведения (добровольно). При этом нужно учитывать, что при данных правоотношениях (то есть вне рамок проверок, административных расследований и иных прямо предусмотренных действующим законодательством контрольных (надзорных) мероприятий) предоставление информации (сведений) является правом, а не обязанностью указанных лиц. Соответственно, они не могут быть привлечены к ответственности за ее непредставление, и в обращениях нельзя указывать на возможные меры ответственности за непредставление информации.

2.3. В соответствии с положениями ст.9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, а также соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний органов Роспотребнадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2.4. Статьи 11 и 12 Закона N 294-ФЗ выделяют документарные и выездные проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, исполнением предписаний и постановлений органов Роспотребнадзора.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, соответствие используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территории, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

2.5. Должностными лицами Роспотребнадзора являются:     

1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и его заместители;

2) начальники управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители;

3) начальники отделов в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместители;

4) советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5) руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту (далее - руководители территориальных органов Роспотребнадзора) и их заместители;

6) начальники отделов и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;

7) начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;

8) начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его территориальных отделов.

2.6. Должностные лица Роспотребнадзора в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Роспотребнадзор и руководители (заместители) его территориальных органов осуществляют контроль за исполнением должностными лицами служебных обязанностей, ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер Роспотребнадзор или его территориальный орган (в зависимости от нанимателя должностного лица, в отношении которого приняты меры) обязан сообщить в письменной форме юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и (или) законные интересы которых нарушены.

2.7. При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" п.2 ч.2 ст.10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан).

В свою очередь, в соответствии с требованиями ст.25 Закона N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие своих руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

Требования к подтверждению полномочий представителя юридического и физического лица определены в ст.ст.185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При препятствовании или ином противодействии со стороны проверяемых лиц (их представителей) или иных лиц должностным лицам Роспотребнадзора в ходе проведения проверок, невыполнении их законных требований и т.п., должностным лицам Роспотребнадзора следует реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности, предусмотренной, например, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К ответственности могут быть привлечены юридические лица, их руководители или иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение.

2.8. При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;

2) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

4) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

2.9. Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверки обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

3) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»