Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 апреля 2008 года N 62

Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации

(с изменениями на 10 марта 2011 года)
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Минтранса России от 25 октября 2019 года N 344
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Не действует со дня принятия в связи с признанием  
Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации,
 утвержденной настоящим документом, недействующей -
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2019 года N АКПИ19-529

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 10 марта 2011 года N 81.

____________________________________________________________________



В целях совершенствования Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст.1795; 1997, N 17, ст.2011; 1998, N 11,ст.1293; 2003, N 20, ст.1911; 2006, N 52 (часть III), ст.5587), и реализации требований международных стандартов в области авиационной безопасности

приказываю:

Утвердить прилагаемую Программу авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.



Министр
И.Е.Левитин

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 18 апреля 2008 года N 62

ПРОГРАММА
авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации

(с изменениями на 10 марта 2011 года)
____________________________________________________________________
Не действует со дня принятия -
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2019 года N АКПИ19-529

____________________________________________________________________


I. Цель Программы

1. Настоящая Программа определяет политику в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и организационные меры ее реализации.

2. Реализация настоящей Программы обеспечивается посредством Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 897 (далее - Федеральная система авиационной безопасности).

3. Цель настоящей Программы заключается в обеспечении безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов гражданской авиации путем осуществления комплекса мер по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.

Настоящая Программа направлена на обеспечение безопасности российских и иностранных эксплуатантов, владельцев воздушных судов авиации общего назначения как российской, так и иностранной регистрации, выполняющих полеты в российские аэропорты и над территорией Российской Федерации, а также объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания.

4. Настоящая Программа разработана с целью повышения уровня авиационной безопасности гражданской авиации посредством:

развития Федеральной системы авиационной безопасности в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

совершенствования механизма реализации требований авиационной безопасности;

создания и внедрения комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования в сфере обеспечения авиационной безопасности;

совершенствования механизма оперативного реагирования на любое усиление угрозы безопасности и информационного обеспечения участников Федеральной системы авиационной безопасности (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 марта 2011 года N 81 - см. предыдущую редакцию);

привлечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к разработке и реализации планов по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

5. В настоящей Программе учтены требования международных правовых обязательств Российской Федерации по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

6. Настоящая Программа предусматривает соблюдение международных стандартов и рекомендуемой практики, содержащихся в Приложении 17 и других приложениях по вопросам авиационной безопасности к Конвенции о международной гражданской авиации.

7. Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств международных договоров Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации и обеспечивает выполнение требований настоящей Программы.

8. Авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов (далее - служба авиационной безопасности), организациями аэронавигационного обслуживания, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

Руководители аэропортов, аэродромов (вертодромов), авиационных предприятий координируют деятельность служб авиационной безопасности и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

9. В соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в случае угрозы или наличия реальной возможности совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации могут вводиться дополнительные меры авиационной безопасности в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, отдельных аэропортах, авиационных предприятиях и эксплуатантов.

10. В целях принятия мер авиационной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Комплекс мер, необходимых для обеспечения авиационной безопасности каждого уровня безопасности, определяется в установленном порядке.

12. Порядок введения дополнительных мер авиационной безопасности в соответствии с уровнем безопасности определяется руководителем организации гражданской авиации (аэропорта, авиационного предприятия, авиационно-технической базы, авиаремонтного завода и другой организации, деятельность которой связана с обеспечением и выполнением полетов воздушных судов гражданской авиации).

13. При несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности допускается временное принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности (равнозначных мер по обеспечению защищенности авиационного комплекса от актов незаконного вмешательства), согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.

     

     

II. Правовая основа

14. Международные правовые акты в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства:

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) - ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 года;

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 год) - ратифицирована 4 декабря 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8109-XI;

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год) - ратифицирована 4 августа 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 2000-VIII;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год) - ратифицирована 27 декабря 1972 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 3719-VIII;

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года (Монреаль, 1988 год) - ратифицирован 20 февраля 1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 10153-XI;

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1991 год) - ратифицирована Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 201-ФЗ "О ратификации Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения".

15. Основные законодательные акты Российской Федерации в сфере авиационной безопасности:

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции";

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности";

Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности";

Федеральный закон от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации";

Федеральный закон 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии";

Федеральный закон от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";

Федеральный закон от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране";

Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

16. Реализация положений настоящей Программы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

17. Федеральная система авиационной безопасности формируется в соответствии со следующими принципами:

приоритет обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, иных физических лиц, объектов инфраструктуры аэропортов, авиационных предприятий, воздушных судов;

минимизация помех деятельности гражданской авиации при условии, что не снижается эффективность мер авиационной безопасности.

18. Меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в Российской Федерации применяются на международных и внутренних воздушных перевозках.

     

     

III. Распределение обязанностей

Федеральные органы исполнительной власти

19. Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят мероприятия по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства на основе результатов оценки уязвимости (риска безопасности), утвержденных компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере гражданской авиации (пункт в редакции приказа Минтранса России от 10 марта 2011 года N 81 - см. предыдущую редакцию).

Аэропорт, авиационное предприятие

20. Руководители организаций гражданской авиации, базирующихся или осуществляющих производственную деятельность в аэропорту, в вопросах обеспечения авиационной безопасности подчиняются руководителю аэропорта, авиационного предприятия.

Служба авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта подчиняется непосредственно руководителю аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта и во взаимодействии с подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и/или вневедомственной охраны при органах внутренних дел обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

21. Организация охраны воздушного судна, проведение предполетного досмотра воздушного судна, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, почты, грузов и бортовых запасов на аэродромах (вертодромах) и посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности, возлагается на командира воздушного судна.

22. В соответствии с законодательством Российской Федерации аэропорты, авиационные предприятия:

1) разрабатывают, утверждают и представляют на согласование в Федеральное агентство воздушного транспорта программы обеспечения авиационной безопасности (подпункт в редакции приказа Минтранса России от 10 марта 2011 года N 81 - см. предыдущую редакцию);

2) доводят до персонала аэропорта, авиационного предприятия, заинтересованных юридических лиц требования программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия в части, их касающейся;

3) доводят до юридических и физических лиц, имеющих допуск в контролируемую зону и/или в помещения, на объекты, участки территории, расположенные в охраняемой зоне, в которых устанавливаются дополнительные режимные ограничения доступа (далее - зоны ограниченного доступа), инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам, схемы расположения и назначения этих зон;

4) немедленно информируют Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и другие компетентные органы о совершенных актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации или наличии реальной угрозы их совершения (подпункт дополнен приказом Минтранса России от 10 марта 2011 года N 81 - см. предыдущую редакцию);

5) своевременно предоставляют Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству воздушного транспорта обобщенную информацию о мерах, принятых по пресечению совершения актов незаконного вмешательства или ликвидации последствий их совершения (подпункт дополнен приказом Минтранса России от 10 марта 2011 года N 81 - см. предыдущую редакцию);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»