Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 июня 2005 года N 01-06/21925

О направлении методических рекомендаций

____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма ФТС России от 28 апреля 2007 года N 01-06/16066
____________________________________________________________________


Направляем разработанные с учетом практики применения таможенными органами Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил).

При квалификации административных правонарушений в области таможенного дела следует также руководствоваться:

- письмом ГТК России от 11.12.2001 N 01-06/49116 "Об ответственности лиц при перемещении через таможенную границу Российской Федерации морских судов, сдаваемых в аренду либо передаваемых в собственность";

- письмом ГТК России от 27.06.2002 N 01-06/25397 "О действиях таможенных органов при выявлении фактов заявления недостоверного кода товаров по ТН ВЭД";

- письмом ГТК России от 20.07.2004 N 27-40/26490 "О постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N 12133/03";

- письмом ФТС России от 09.03.2005 N 01-06/6814 "О квалификации административных правонарушений при периодическом временном декларировании российских товаров".

С момента получения настоящего письма не подлежат применению:

- письмо ГТК России от 18.01.2001 N 01-06/1777 "О некоторых вопросах привлечения железных дорог к ответственности за нарушение таможенных правил";

- письмо ФТС России от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О направлении методических рекомендаций".

Одновременно сообщаем, что ФТС России в начале 2006 года планируется проведение работы по систематизации и укрупнению методических разъяснений по вопросам административного производства в целях издания пособий, которые будет удобно применять в работе.

Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными должностными лицами.

Заместитель руководителя
генерал-полковник
Н.А.Волобуев

     

     

Приложение
к письму ФТС России
от 30 июня 2005 года N 01-06/21925

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела
(нарушений таможенных правил)

     

     

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств
 через таможенную границу Российской Федерации

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
     


    2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
     


    3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     
     Примечания:
     


    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
     


    2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп.7, 8, 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, относятся:

- вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля;

- въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу в целях убытия его с таможенной территории РФ;

- сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ;

- действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение товарами или транспортными средствами таможенной границы вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.

Согласно подп.10 пункта 1 статьи 11 ТК РФ незаконным перемещением товаров и транспортных средств является совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного ТК РФ, включая нарушение норм процедурного характера. Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в статье 16.1 КоАП РФ деяний. При этом деяние, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 16.1 КоАП РФ при ввозе совершается лицом непосредственно при пересечении таможенной границы.

Частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и их убытия с этой территории.

Согласно пункту 1 статьи 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством РФ, и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе. Пункт 2 статьи 69 ТК РФ закрепляет обязанность перевозчика после пересечения им таможенной границы доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории РФ (статьи 119, 120 ТК РФ).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 рассматриваемой статьи, составляют:

- нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов;

- совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ при их убытии с таможенной территории РФ помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.

Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу для прибытия отдельных видов товаров (пункт 1 статьи 69 ТК РФ). Следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест таможенного контроля.

Ответственность за данное правонарушение несут лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ являются товары и транспортные средства, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия. При этом транспортные средства, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. Так, например, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ на транспортном средстве вне места прибытия, то и товары, и транспортные средства являются предметами административного правонарушения. В случае нарушения порядка убытия товаров, перевозимых на оформленных в таможенном отношении морских судах, предметом правонарушения являются только товары. Морское судно в указанном случае не может быть признано ни предметом, ни орудием данного правонарушения.

Часть 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:

- путем использования тайников;

- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;

- путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого товара или его упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу РФ.

При ввозе на таможенную территорию РФ сокрытие товаров от таможенного контроля совершается в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории РФ.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу РФ и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено совершение им конкретных действий по сокрытию (например, изготовление тайника). С учетом части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, иностранные отправители не являются субъектами ответственности по данной статье, поскольку не совершают противоправных действий на территории РФ.

Следует отметить, что содержание диспозиции данной части статьи и характер самого способа незаконного перемещения свидетельствуют о том, что предметом рассматриваемого правонарушения могут быть только товары, но не транспортные средства.

По части 3 статьи 16.1 КоАП РФ подлежит квалификации деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:

- представления недействительных документов;

- использования поддельного средства идентификации, подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую с текстом отличным от исходного и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, -документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;

д) иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

ТК РФ устанавливает требование о представлении таможенному органу документов при:

- прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место (статья 72);

- получении разрешения на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (статья 81), на международный таможенный транзит (статья 169);

- завершении процедуры внутреннего таможенного транзита (статья 92);

- помещении товаров на склад временного хранения (статья 102);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»