____________________________________________________________________
Настоящий документ фактически не применяется.
С 1 января 2004 года налог на имущество организаций взимается
в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
____________________________________________________________________
В соответствии с приказом по Министерству Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 N БГ-14/З66дсп направляем Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий.
Заместитель министра
РФ по налогам и сборам - государственный
советник налоговой службы I ранга
В.В.Тихомиров
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 N БГ-14-16/366дсп "Об основных направлениях контрольной работы органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на 2001 год" (пункт 2.3.9) предусмотрена проверка правомерности использования льгот по налогу на имущество предприятий.
Налоговые льготы по налогу на имущество предприятий для отдельных категорий налогоплательщиков установлены статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При проведении контрольной работы за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий и использования налогоплательщиками льгот необходимо руководствоваться следующими документами:
- Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в ред. от 04.05.99);
- Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий" (в ред. от 15.11.2000);
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 19.07.98);
- Федеральным законом от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий");
- Временным порядком оформления документации для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий, утвержденным Минэкономики России от 14.07.97;
- Федеральным законом от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
- Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "Об ускоренной амортизации для субъектов малого предпринимательства" (статья 10);
- Федеральным законом от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Дату принятия постановления следует читать: "07.12.96". - Примечание "КОДЕКС".
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359;
- Общероссийским классификатором продукции OK 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 301;
- Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N 17;
- Классификатором отраслей народного хозяйства N 1-75-018;
- письмом МНС России от 04.11.99 N 02-2-07 (о ведении раздельного бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих наряду с деятельностью на основании свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность);
- письмом Госналогслужбы России от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757 "О налоге на имущество предприятий" (о включении счета 45 "Товары отгруженные" в перечень счетов бухучета для определения налоговой базы);
- письмом МНС России от 23.11.2000 N ШС-6-01/891 о режиме налогообложения деятельности, непосредственно связанной со строительством магистрального газопровода "Голубой поток";
- письмом Госналогслужбы России от 14.07.98 N СШ-6-04/428 "О налоге на имущество предприятий" (о порядке освобождения имущества лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России от уплаты налога на имущество предприятий);
- письмом Госналогслужбы России от 06.05.97 N СШ-6-02/348 (о порядке льготирования сезонных запасов);
- письмом Госналогслужбы России от 13.06.97 N СШ-6-02/444;
- письмом МНС России от 03.03.2000 N 02-01-16/28 (об исправлении ошибок (искажений));
- письмом МНС России от 28.04.2000 N ВГ-6-02/334 (о начислении амортизационных отчислений);
- письмом МНС России от 13.03.2000 N ВТ-6-04/183 (об исчислении налоговой базы по налогу на имущество по банкам и другим кредитным организациям);
- письмом МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731 (о порядке начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения);
- письмом МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288 (о переоценке основных средств).
При проведении проверки налогоплательщиков по вопросу правомерности использования льгот по налогу на имущество предприятий, установленных статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятия", необходимо иметь в виду следующее:
Пунктом "к" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что данным налогом не облагается имущество государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
Указанное положение в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" не внесено.
Подпунктом "к" пункта 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" рекомендовано при определении права на указанную льготу руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
Поэтому указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется научной организации вне зависимости от наличия свидетельства об аккредитации научной организации.
В том случае если у организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации, объем научных работ за отчетный год составил менее 70%, то льгота по налогу на имущество предприятий, установленная пунктом "к" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", не предоставляется.
При этом для целей налогообложения под объемом научных работ следует понимать объем работ, выручка от реализации которых учитывается в бухгалтерском учете на счете 46 "Выручка от реализации продукции (работ, услуг)".
Если по результатам отчетного года этот объем работ составляет менее 70 процентов, то уплата налога за отчетный год производится по годовому расчету.
По предприятиям, осуществляющим научную деятельность наряду с торговой, для целей налогообложения под объемом научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ следует понимать выручку от реализации указанных работ, т.е. товарооборот, отраженную в бухгалтерском учете на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". При определении объема выполненных работ в рамках торгово-закупочной деятельности, из суммы выручки от реализации товаров исключается покупная стоимость товаров.
Согласно пункту "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).