ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 1994 года N 7
О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей
(с изменениями на 29 июня 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 28 июня 2012 года N 17
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 6;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2001 года N 11;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2007 года N 24;
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 18.
____________________________________________________________________
Обсудив материалы проведенного изучения судебной практики по делам, возникшим в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что при рассмотрении данной категории дел у судов возникли вопросы, связанные с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", требующие разрешения.
Учитывая это, а также в целях обеспечения наиболее эффективной и быстрой защиты прав потребителей при рассмотрении этих дел Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
1. При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32. - См. предыдущую редакцию).
Учитывая это, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений возникающих в связи с приобретением гражданином - предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32. - См. предыдущую редакцию).
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п.2 ст.676 ГК РФ): подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, с 20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32. - См. предыдущую редакцию).
(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2. - См. предыдущую редакцию).
2. Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п.1 ст.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию):
это предусмотрено ГК РФ (например, п.3 ст.492, п.3 ст.730 ГК РФ);
ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст.ст.8-10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст.17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей) (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32; дополнен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию);
указанные законы и другие нормативные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и нормативными правовыми актами (например, п.1 ст.394 ГК РФ, п.2 ст.13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") (абзац дополнен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".
При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из п.3 ст.492 и п.3 ст.730 ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст.ст.492-505 и 730-739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 2 главы 37 ГК РФ (п.5 ст.454, п.2 ст.702 ГК РФ), а также положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной ГК РФ.
(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2. - См. предыдущую редакцию).
3. В соответствии с п.4 ст.3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (в частности, на основании п.2 ст.502 ГК РФ, ст.1, пп.2 и 4 ст.5, п.4 ст.7, пп.1 и 2 ст.10, п.1 ст.18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 18 - см. предыдущую редакцию).
При этом необходимо учитывать, что принятые Правительством Российской Федерации до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Закона от 17 ноября 1999 года) правила об отдельных видах договоров (в частности, Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1036) могут применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и названному выше Закону Российской Федерации (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям (абзац дополнительно включен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 18).
(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2. - См. предыдущую редакцию).
4. Пункт исключен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2. - См. предыдущую редакцию.
5. При принятии искового заявления следует иметь в виду, что:
- поскольку в соответствии с п.2 ст.17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем, ни один из названных судов не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п.2 ч.1 ст.135 ГПК РФ, так как в силу "ч.ч.7, 10 ст.29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Исключение составляют иски по спорам, вытекающим из договоров перевозки груза, которые предъявляются согласно ч.3 ст.30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10; дополнен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию);
- решая вопрос о принятии заявления, судье следует проверять, подведомственно ли заявленное требование суду, имея в виду, что по ряду требований взыскания производятся в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи, совершаемой нотариусами и должностными лицами, которым законом предоставлено право совершать это нотариальное действие. Заинтересованная сторона в указанных случаях вправе обратиться непосредственно в суд, если истек срок получения исполнительной надписи либо отсутствуют необходимые для этого документы, а также когда ей было отказано в совершении исполнительной надписи либо в случае несогласия с выданной исполнительной надписью;
- Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст.797 ГК РФ). Учитывая это, судья в соответствии с п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст.46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону Российской Федерации (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию);
- в соответствии с п.3 ст.17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пп.4 п.2 и п.3 ст.333_36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп.1 п.1 ст.333_19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию);
- в силу п.3 ст.17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пп.13 п.1 ст.333_36 Налогового кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявленным в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
6. В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель), импортеру) предоставлено (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию):
уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальным органом), иным федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей (п.2 ст.40, ст.46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию);
абзац утратил силу - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию;
____________________________________________________________________
Абзацы четвертый-шестой предыдущей редакции считаются соответственно абзацами третьим-пятым настоящей редакции - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6.
____________________________________________________________________
органам местного самоуправления в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (ст.ст.44, 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");
общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (п.2 ст.45, ст.46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.47 ГПК РФ и п.3 ст.40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты нарушенных или оспариваемых прав других лиц, государственных или общественных интересов, а также в необходимых случаях могут быть привлечены к участию в деле по инициативе суда (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2001 года N 11; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2. - См. предыдущую редакцию).
6-1. При рассмотрении дел данной категории необходимо иметь в виду, что, исходя из ст.46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные со взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий (пункт дополнительно включен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2; дополнен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).
7. Учитывая, что на основании ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела суду следует предложить истцу и ответчику представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возмещены ответчиком, и другие документы) (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32. - См. предыдущую редакцию).
Необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.6 ст.28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п.6 ст.18, п.п.5, 6 ст.19, п.п.4, 5, 6 ст.29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") (абзац дополнительно включен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 2; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2000 года N 32; дополнен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 - см. предыдущую редакцию).