ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 1987 года N 8
О применении судами законодательства,
регулирующего материальную ответственность
рабочих и служащих за ущерб, причиненный
предприятию, учреждению, организации
(с изменениями на 29 марта 1991 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1991 года N 5.
____________________________________________________________________
Задачи охраны собственности, ее укрепления и приумножения требуют принятия решительных мер, направленных на рациональное использование материальных ресурсов, сокращение до минимума различного рода потерь, искоренение бесхозяйственности и расточительства (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1991 года N 5).
Перевод экономики на интенсивный путь развития предполагает формирование нового отношения к труду, всемерное стимулирование добросовестной и творческой работы, бережное отношение к собственности и ее хозяйское использование (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1991 года N 5).
Обсудив материалы обобщения судебной практики по делам о возмещении ущерба, причиненного рабочими и служащими, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что при рассмотрении указанных дел все еще допускаются нарушения закона и постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации". Не всегда правильно учитываются условия возложения на работника материальной ответственности за причиненный ущерб, отмечаются ошибки в установлении вида и пределов материальной ответственности, определении размера ущерба, подлежащего возмещению. Во многих случаях суды не привлекают всех лиц, виновных в причинении ущерба, в качестве соответчиков, без достаточных оснований снижают размер сумм, подлежащих взысканию. Не всегда своевременно принимаются меры по обеспечению иска. Нарушаются сроки рассмотрения дел. В необходимых случаях не выясняется и не учитывается мнение трудового коллектива, производственных бригад по вопросам, связанным с возмещением работником материального ущерба.
В судебной практике возникли также вопросы, требующие разъяснения.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость повышения уровня рассмотрения дел о возмещении материального ущерба, причиненного рабочими и служащими, имея в виду, что правильное применение законодательства при рассмотрении этих дел способствует защите интересов предприятий, учреждений, организаций, а также прав трудящихся, обеспечению сохранности собственности, повышению трудовой и производственной дисциплины, борьбе с бесхозяйственностью, укреплению хозяйственного расчета, как важнейшего средства экономической перестройки (пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1991 года N 5).
2. Внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" следующие изменения и дополнения:
а) п. 2 изложить в следующей редакции:
"2. Судебному рассмотрению подлежат:
иски администрации предприятия, учреждения, организации к рабочим и служащим, а также иски вышестоящих в порядке подчиненности органов к руководителям предприятий, учреждений, организаций и их заместителям о возмещении прямого действительного ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка, если возмещение не может быть произведено по распоряжению администрации или вышестоящего в порядке подчиненности органа путем удержания из заработной платы (например, в случае прекращения работником трудовых отношений с данным предприятием; при пропуске администрацией или вышестоящим в порядке подчиненности органом срока, установленного для издания такого распоряжения);
иски администрации предприятия, учреждения, организации к рабочим и служащим или вышестоящего в порядке подчиненности органа к руководителям предприятий, учреждений, организаций и их заместителям о возмещении ущерба в размере, превышающем средний месячный заработок;
споры рабочих и служащих, не согласных с удержанием, произведенным администрацией в возмещение ущерба, или с его размером, при условии, что заявление работника предварительно рассматривалось комиссией по трудовым спорам и профсоюзным комитетом. Непосредственно в суде рассматриваются споры работников предприятий, учреждений, организаций, где нет профсоюзного комитета и профсоюзного организатора; работников, находящихся в трудовых отношениях с профсоюзным комитетом; лиц, работающих по трудовым договорам в колхозах и межколхозных организациях";
б) в абзаце первом п. 4 слова "одной трети" исключить;
в) п. 5 изложить в следующей редакции:
"5. В силу ст. 37 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик суд вправе выйти за пределы исковых требований, когда неправильно определена сумма ущерба; иск заявлен о возмещении ущерба в полном размере, а на работника может быть возложена лишь ограниченная материальная ответственность; если работник должен быть привлечен к полной материальной ответственности, а иск заявлен о возмещении ущерба в пределах ограниченной материальной ответственности";
г) п. 6 изложить в следующей редакции:
"6. При рассмотрении в одном производстве нескольких требований о возмещении работником ущерба суд определяет размер возмещения по каждому из них. В резолютивной части решения суд указывает общую сумму взыскания по всем удовлетворенным требованиям";
д) п. 7 после абзаца первого дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"К излишним денежным выплатам относятся, в частности, суммы взысканных штрафов, заработной платы, выплаченной уволенному работнику в связи с задержкой по вине администрации выдачи трудовой книжки либо задержкой расчета, а также заработной платы, выплаченной работнику за излишне предоставленные дни очередного отпуска без исключения дней прогула";
е) п. 19 изложить в следующей редакции:
"19. Размер ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, суд определяет в соответствии со ст. 13 Положения.
Особый порядок определения ущерба, в том числе в кратном исчислении (с применением коэффициентов), применяется в случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный размер (например, при хищении, недостаче, утрате мяса, мясных продуктов, молока и молочных продуктов).
Определяя размер ущерба, суды должны исходить из стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, а в случае изменения цен - применять цены, действующие на день принятия решения о его возмещении.
Размер ущерба, причиненного недостачей всех видов билетов,талонов, абонементов и других знаков, предназначенных для расчета с населением за услуги, определяется по обозначенной на них номинальной стоимости (постановление Совета Министров СССР от 12 июля 1973 г. N 486)";
ж) п. 21 после абзаца третьего дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Имея в виду, что причинение ущерба работником, находившимся в нетрезвом состоянии, является грубейшим нарушением трудовых обязанностей и в силу п. 4 ст. 10 Положения влечет его полную материальную ответственность, уменьшение размера возмещения за этот ущерб как правило не допускается";
з) в п. 24 слово "составления" заменить словом "подписания";
и) п. 25 изложить в следующей редакции:
"25.при рассмотрении дел о возмещении работниками ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, судам следует устанавливать причины и условия, способствовавшие возникновению ущерба, и обращать внимание хозяйственных, советских и общественных организаций на необходимость принятия мер по устранению выявленных недостатков в деле охраны социалистической собственности. В необходимых случаях надлежит учитывать мнение трудового коллектива, производственной бригады по вопросам, связанным с возмещением работником материального ущерба.
В целях полного и своевременного возмещения ущерба суды должны шире использовать предоставленное им право на принятие мер по обеспечению иска.
Верховным судам союзных, автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов периодически обобщать практику применения судами законодательства по указанным делам, принимать меры к повышению качества их рассмотрения".
3. Дополнить названное постановление Пленума пунктами 6-1, 8-1 и 17-1 следующего содержания:
"п. 6-1. Разрешая споры о возмещении ущерба, причиненного порчей или уничтожением по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), судам следует иметь в виду, что материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка несут рабочие и служащие, допустившие порчу или уничтожение этих ценностей в ходе трудового процесса (ст. 7 Положения). На других работников из числа должностных лиц (например, мастера, технолога), если ущерб от порчи или уничтожения по небрежности указанных ценностей причинен в результате их неправильных служебных действий (бездействия), материальная ответственность возлагается в соответствии со ст. 6 Положения также в пределах среднего месячного заработка. Ответственность в том же размере за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов возлагается на работника, если названные ценности ему были выданы в пользование в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Привлечение к уголовной и материальной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции должностных лиц, указанных в ст. 152 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, не освобождает от материальной ответственности в установленных законом пределах работников, виновных в изготовлении такой продукции".
"п. 8-1. Рассматривая дела о возмещении ущерба, причиненного приписками и другими искажениями отчетности, судам надлежит иметь в виду, что к материальной ответственности за такой ущерб должны привлекаться не только должностные лица, на которых лежит обязанность представления достоверной государственной отчетности, но и те работники, по вине которых были искажены данные первичной отчетности (наряды, отчеты на уровне бригад, цехов и т. П.). При наличии в действиях всех этих лиц признаков деяний, преследуемых в уголовном порядке, на них может быть возложена за причиненный ущерб полная материальная ответственность, а в остальных случаях ограниченная материальная ответственность в пределах их среднего месячного заработка.
К прямому действительному ущербу, причиненному приписками и другими искажениями отчетности, могут быть отнесены: суммы незаконно начисленных заработной платы и премий; излишние выплаты в виде штрафа, налагаемого, например, органами Стройбанка; стоимость горюче-смазочных материалов, сырья, полуфабрикатов и иных материальных ценностей, необоснованно списанных в связи с приписками объема работ".
"п. 17-1. Разъяснить судам, что при определении размера материального ущерба, причиненного рабочими и служащими самовольным использованием в личных целях технических средств (автомобилей, тракторов, автокранов и т. п.),принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, с которыми они состоят в трудовых отношениях, надлежит исходить из того, что такой ущерб, как причиненный не при исполнении трудовых (служебных) обязанностей, подлежит возмещению с применением норм гражданского законодательства (ст. 457 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик). В этих случаях ущерб возмещается в полном объеме, включая и неполученные предприятием, учреждением, организацией доходы от использования указанных технических средств".
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"