Действующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 1984 года N 21

О дальнейшем повышении роли судов в борьбе
за сохранность социалистической собственности,
укреплении государственной,договорной и трудовой
дисциплины на предприятиях и в организациях
агропромышленного комплекса

(в редакции постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12)

____________________________________________________________________
С 1 июля 2002 года вступил в силу новый
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ
.
____________________________________________________________________

Одним из важных средств выполнения намеченных Коммунистической партией узловых задач Продовольственной программы СССР является строгое соблюдение законодательства в сфере сельскохозяйственного производства.

Пленум Верховного Суда СССР, обсудив практику применения судами законодательства, а также выполнение указаний, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 9 июля 1982 г. "О задачах судов в связи с решением майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе СССР", отмечает, что суды проделали работу по усилению борьбы с посягательствами на социалистическую собственность, нарушениями государственной и трудовой дисциплины в колхозах, совхозах, на предприятиях и в организациях пищевой, мясной и молочной промышленности и других отраслях агропромышленного комплекса (в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12).

Вместе с тем в деятельности судов имеются существенные недостатки.

Отдельные суды при рассмотрении уголовных дел не проверяют, все ли лица, причастные к хищениям либо виновные в злоупотреблениях и преступной бесхозяйственности, привлечены к установленной ответственности. В результате этого иногда остаются безнаказанными организаторы, подстрекатели и другие соучастники, а также лица, скупавшие сельскохозяйственную продукцию, заведомо добытую преступным путем. Допускаются ошибки в квалификации преступлений и при назначении мер наказания, вследствие чего в некоторых случаях виновные не несут предусмотренной законом ответственности за содеянное.

Не по всем делам принимаются меры к обеспечению возмещения материального ущерба. Имеются факты неосновательного снижения размера сумм, подлежащих взысканию в возмещение причиненного ущерба, и необоснованного оставления без рассмотрения гражданских исков, предъявленных в уголовном деле. Суды иногда не применяют установленные санкции к предприятиям и организациям, нарушившим свои обязательства.

Некоторые суды, устанавливая факты отсутствия порядка в сохранности зерна, кормов, скота, бесхозяйственности и расточительства народного добра, допускаемые руководителями и иными должностными лицами колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, не всегда реагируют на них частными определениями (постановлениями).

Решения октябрьского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС ставят перед судами новые задачи. Необходимость обеспечения роста сельскохозяйственного производства требует от судов более решительного пресечения случаев разворовывания зерна, кормов и скота, бесхозяйственности при расходовании сельскохозяйственной продукции, разбазаривания пахотных земель, пастбищ и других сельскохозяйственных угодий.

Интересы всемерного содействия эффективному использованию сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, удобрений обязывают суды, наряду с привлечением к установленной законом ответственности лиц, виновных в преступном отношении к сохранности и расходованию этих ресурсов, остро реагировать на причины и условия, способствующие таким нарушениям.

Важное значение имеет последовательная борьба с приписками, завышением объемов выполненных работ, обсчетами колхозов и совхозов.

Требует усиления борьба со злоупотреблениями и бесхозяйственностью при заготовке, перевозке, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции, с потерями и хищениями при реализации продовольственных товаров на предприятиях торговли и общественного питания.

Деятельность судов должна быть направлена также на укрепление законности во взаимоотношениях колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций, объединений с другими предприятиями и организациями агропромышленного комплекса.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных, окружных, городских и народных судов на имеющиеся недостатки в судебной деятельности и необходимость принятия дополнительных мер по выполнению постановления Пленума Верховного Суда СССР от 9 июля 1982 г. "О задачах судов в связи с решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе СССР", касающегося применения законодательства по делам о посягательствах на социалистическую собственность, преступной бесхозяйственности, нарушениях государственной, договорной и трудовой дисциплины в колхозах, совхозах, других предприятиях и организациях агропромышленного комплекса.

2. Учитывая повышенную опасность хищений зерна, кормов, скота и другой сельскохозяйственной продукции, разбазаривания и преступно-халатного отношения к содержанию скота, судам надлежит в каждом случае тщательно выяснять, все ли виновные в этом лица привлечены к ответственности, а также устанавливать причастность к указанным преступлениям тех лиц, которые приобрели либо сбыли похищенное, и обсуждать вопрос о привлечении их к ответственности. При этом действия лица, склонившего к совершению хищения, должны квалифицироваться как соучастие в форме подстрекательства, а при заранее обещанном приобретении или сбыте похищенного - и как соучастие в форме пособничества.

Верховные Суды союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные и городские суды, исходя из важности рассмотрения дел о крупных хищениях зерна, кормов, скота и другой сельскохозяйственной продукции, наиболее актуальные из них должны принимать к своему производству по первой инстанции.

3. При рассмотрении дел о незаконном отпуске бензина или других горюче-смазочных материалов (ст. 156-4 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) в колхозах, совхозах, на других предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса судам следует тщательно и всесторонне выяснять обстоятельства дела и в случае установления в действиях подсудимых признаков хищения горюче-смазочных материалов решать вопрос о привлечении их к установленной ответственности за это деяние.

4. Разъяснить, что действия комбайнеров, шоферов, трактористов, возчиков, выразившиеся в обращении в свою собственность или собственность других лиц зерна либо иной сельскохозяйственной продукции при уборке урожая и перевозке с поля на ток или в хранилище, подлежат квалификации по статье УК, предусматривающей ответственность за кражу государственного или общественного имущества.

Если такие действия совершены в отношении продукции, вверенной шоферу, трактористу, возчику для транспортировки (доставки) на основании товарно-транспортной накладной либо иного документа с указанием количества (веса) продукции, то эти действия надлежит квалифицировать как присвоение либо растрату государственного или общественного имущества.

5. В целях усиления борьбы с мелкими хищениями в колхозах, совхозах,на предприятиях пищевой, мясной и молочной промышленности и других отраслей агропромышленного комплекса судам надлежит, наряду с наказанием виновных, принимать активные меры к предупреждению этих правонарушений, для чего устанавливать более тесные контакты с трудовыми коллективами, органами народного контроля, товарищескими судами; оказывать регулярную правовую и методическую помощь товарищеским судам.

6. Суды должны учитывать, что ответственность за преступно-небрежное использование или хранение тракторов,автомобилей, комбайнов и иных сельскохозяйственных машин, принадлежащих колхозам, совхозам и другим государственным или кооперативным организациям (ст. 99-1 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), несут как должностные, так и не должностные лица, на которых в соответствии с действующими правилами (распоряжениями) возложена обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации или хранения сельскохозяйственной техники. К ответственности за такое деяние могут быть привлечены также лица, временно выполняющие сельскохозяйственные работы, если на них возложена в установленном порядке уполномоченными на то должностными лицами обязанность по эксплуатации или хранению сельскохозяйственной техники.

Под иными сельскохозяйственными машинами следует понимать машины и механизмы, специально предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве (при мелиорации, поливе земель, борьбе с вредителями и т.п.).

7. Под разукомплектованием сельскохозяйственных машин (применительно к ст. 99-1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик) надлежит понимать незаконный демонтаж их, в частности для использования снятых деталей, узлов в том же или ином хозяйстве. Ответственность за разукомплектование могут нести как колхозники, рабочие и служащие совхозов и других государственных и общественных организаций (независимо от того, была ли за ними закреплена техника), так и посторонние лица, совершившие это деяние без цели хищения.

Разукомплектование сельскохозяйственной техники с целью обращения виновным снятых деталей, узлов в свою собственность или собственность других лиц подлежит квалификации по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за хищение государственного или общественного имущества.

8. Использование из корыстной или иной личной заинтересованности колхозниками, рабочими или служащими совхозов и иных государственных или кооперативных организаций сельскохозяйственной техники (автомобилей, тракторов, самоходных машин и др.) путем обмана или злоупотребления доверием, причинившее имущественных ущерб государству или общественной организации, следует квалифицировать по статье 94 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если законодательством союзных республик не установлена специальная ответственность за такое деяние.

9. При рассмотрении дел о хищениях, растратах, приписках и других злоупотреблениях суды должны тщательно выяснять, не способствовало ли совершению указанных преступлений ненадлежащее выполнение служебных обязанностей работниками контрольно-ревизионного аппарата. При наличии в действиях таких лиц признаков преступной халатности, злоупотребления служебным положением, взяточничества, соучастия в хищениях необходимо решать вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.

10. Суды обязаны в соответствии с законом обеспечивать строгое наказание злостных расхитителей и организаторов преступных посягательств на социалистическую собственность, лиц, использовавших в преступных целях свое служебное положение и причинивших крупный ущерб колхозам, совхозам, другим предприятиям и организациям агропромышленного комплекса; при наличии оснований применять к ним дополнительные наказания в виде конфискации имущества и лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

В случаях, когда исправление и перевоспитание виновных не требует изоляции их от общества, судам следует назначать наказание с учетом возможности использования осужденных на работе в сфере сельскохозяйственного производства.

При назначении мер наказаний, не связанных с лишением свободы, лицам, совершившим впервые менее опасные преступления, судам в целях повышения действенности этих мер следует шире использовать право привлечения трудовых коллективов к исправлению и перевоспитанию осужденных.

11. По делам о хищениях скота, кормов и другой сельскохозяйственной продукции надлежит выяснять, не были ли использованы принадлежащие виновному автомашина, мотоцикл или иное транспортное средство в качестве орудия совершения преступления, и в надлежащих случаях решать вопрос об их конфискации на основании п. 1 ст. 86 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик.

12. В целях своевременного и правильного рассмотрения гражданских дел, связанных с деятельностью предприятий и организаций агропромышленного комплекса, а также для сокращения потерь рабочего времени при отложении их разбирательства суды должны строго соблюдать установленный порядок своевременного извещения лиц, участвующих

в деле и их представителей о времени и месте судебного заседания. Время и место судебного заседания следует определять с учетом специфики условий сельскохозяйственного производства с тем, чтобы минимально отвлекать стороны и свидетелей от их производственной работы.

При принятии исковых заявлений по спорам, вытекающим из договорных отношений колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций с другими предприятиями, организациями агропромышленного объединения, судье следует рекомендовать истцам разрешить спор во внесудебном порядке путем обращения в Совет районного агропромышленного объединения. Однако нежелание разрешить спор во внесудебном порядке не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления.

Разъяснить судам, что мировые соглашения между колхозами, межколхозными, государственно-колхозными предприятиями, организациями,объединениями и обслуживающими их предприятиями, организациями могут быть утверждены, если они не противоречат закону.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12)

13. Судам надлежит иметь в виду, что согласно действующему законодательству районное агропромышленное объединение (РАПО) вправе предъявлять в установленном порядке иски к заготовительным и обслуживающим предприятиям и организациям о взыскании с них в пользу колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций недополученных или переплаченных ими сумм, если такие иски не предъявлены самими хозяйствами.

Предъявляя иски в указанных случаях, РАПО пользуется всеми правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 30 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В силу ст. 80 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик РАПО в названных случаях освобождается от уплаты судебных расходов.

Пункты 14 и 15 утратили силу - постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12.

16. Имея в виду, что в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июля 1978 г. N 626 "О предотвращении фактов отвлечения средств, предназначенных для развития сельского хозяйства" обращено внимание на недопустимость расходования по указанию местных органов средств колхозов на цели, не связанные с сельскохозяйственным производством, суды при рассмотрении исков о возмещении колхозам средств, затраченных ими на возведение зданий и сооружений, переданных безвозмездно другим организациям, должны взыскивать с этих организаций затраты, понесенные колхозами, или присуждать колхозам здания и сооружения в натуре. По требованию колхозов в их пользу взыскиваются денежные и другие материальные ресурсы, которые были затрачены на цели, не связанные с сельскохозяйственным производством. Подлежат удовлетворению также иски колхозов о взыскании платы с организаций и учреждений за использование принадлежащих колхозам помещений.

Установив в результате рассмотрения дела факт отвлечения средств, предназначенных для развития сельского хозяйства, на иные цели, судам следует частными определениями доводить об этом до сведения прокуратуры и контролирующих органов для принятия мер по привлечению виновных должностных лиц к установленной ответственности.

17. Судам надлежит неуклонно выполнять требования п. 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 июля 1983 г. N 607 "О совершенствовании экономических взаимоотношений сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства" о взыскании с ответчика в доход союзного бюджета штрафа в размере 20 процентов от присужденных в пользу колхозов недополученных или переплаченных ими сумм. Штраф подлежит взысканию по инициативе суда независимо от того, был ли предъявлен иск о взыскании указанных сумм самим колхозом либо действовавшими в его интересах РАПО или прокурором.

18. При разрешении споров об оплате продукции, реализованной колхозами, и выполненных ими работ судам необходимо иметь в виду, что колхозы реализуют свою продукцию и выполняют работы по ценам (тарифам), устанавливаемым по договоренности с потребителями или самостоятельно.

Продукция (работа), произведенная в соответствии с заключенными договорами на исполнение государственного заказа, а также изготовленная из сырья или материалов, поставленных колхозу из государственных ресурсов, реализуется заготовительным организациям и другим покупателям по ценам (тарифам), определяемым централизованно, а в случаях, когда это разрешено государственным предприятиям, - по договорным ценам (тарифам) (пп. 2 и 3 ст. 19 Закона СССР "О кооперации в СССР").

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12)

19. При рассмотрении дел, возникших в связи с ненадлежащим исполнением договоров, заключенных колхозами с заготовительными и обслуживающими предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, судам в целях укрепления договорной дисциплины следует неуклонно применять санкции, предусмотренные нормативными актами и договорами, взыскивая с виновной стороны неустойку (штраф, пеню), а также причиненные убытки.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12)

20. Рассматривая дела о возмещении колхозам, совхозам и другим предприятиям и организациям агропромышленного комплекса материального ущерба, причиненного их работниками при исполнении трудовых обязанностей, суды обязаны строго руководствоваться в отношении колхозников нормами Примерного устава колхоза, в отношении рабочих и служащих - Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, а также другими нормативными актами, определяющими основания, виды и пределы материальной ответственности.

Если при подготовке гражданского дела или в процессе его разбирательства выяснится, что ущерб причинен не только по вине ответчиков, но и неправомерными действиями других лиц, суды должны привлекать их к участию в деле в качестве соответчиков.

При частичном удовлетворении иска с учетом конкретных обстоятельств причинения ущерба или материального положения ответчика судам в решении надлежит излагать мотивы, приводить доказательства, подтверждающие обоснованность такого решения.

21. При рассмотрении исков о возмещении ущерба, причиненного хищением, гибелью и недостачей скота, а равно хищением, недостачей и порчей зерна, кормов и иной сельскохозяйственной продукции, судам необходимо разъяснять сторонам возможность возмещения ущерба в натуре путем сдачи равноценного скота либо сельскохозяйственной продукции того же рода и качества. При невозможности возмещения вреда в натуре размер взыскиваемых сумм определяется по правилам, предусмотренным действующими нормативными актами.

Учитывая, что органы Госстраха, выплатившие при гибели, повреждении имущества страховое вознаграждение колхозу, совхозу или другому сельскохозяйственному предприятию, входящему в систему Госагропрома, вправе принять участие в деле о возмещении ущерба в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, суды должны извещать районные инспекции Госстраха о времени разбирательства дела.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12)

Определяя размер ущерба при хищении, гибели и недостаче крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и лошадей, принадлежащих колхозам и совхозам, судам необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1954 г. N 290 "О материальной ответственности лиц, виновных в гибели или хищении скота, принадлежащего колхозам и совхозам", учитывая при этом установленные специальными нормативными актами надбавки к ценам на скот. При этом следует иметь в виду, что распоряжением Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. N 8404-р действие названного постановления распространено на скотозаготовительные, скотооткармливающие и другие организации и предприятия Госагропрома СССР.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 12)

22. При разрешении гражданских дел, связанных с исполнением заключенных гражданами договоров на выращивание принадлежащих колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям скота и птицы, на закупку принадлежащего гражданам скота, излишков молока, продукции растениеводства и т.п., судам необходимо иметь в виду, что оплата выращенных скота и птицы и закупленной продукции производится по ценам, указанным в договоре. Если эта цена выше государственной закупочной либо в договоре отсутствует указание о цене, судам следует исходить из государственных закупочных цен, действующих на момент исполнения договора.

23. При невозвращении гражданами скота и птицы, переданных по договору для выращивания, виновные в нарушении договора лица должны в соответствии с ч. 1 ст. 36 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик полностью возместить причиненные убытки, размер которых определяется исходя из стоимости скота и птицы того веса, до которого гражданин обязался вырастить скот и птицу. Если этот вес в договоре не указан, надлежит исходить из планового привеса к моменту наступления срока исполнения договора.

В случае гибели (падежа) взятых на выращивание скота или птицы виновные в этом граждане обязаны возместить их стоимость по постановочному весу, т.е. весу, который они имели при передаче их на выращивание.

Стоимость скота и птицы в указанных случаях определяется по государственным закупочным ценам.

При продаже скота и птицы или мяса, полученного в результате забоя, по ценам, превышающим государственные закупочные цены, с гражданина взыскивается вся вырученная сумма.