Действующий

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 марта 2018 года N 646-О

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фральцова Игоря Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.М.Фральцова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, отказал в удовлетворении исковых требований ряда граждан, включая гражданина И.М.Фральцова, о признании договора купли-продажи земельного участка не соответствующим закону.

Как указал суд апелляционной инстанции, истцами избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку заявленные требования не направлены на восстановление их прав; удовлетворение этих требований не повлечет за собой возникновение права на спорный земельный участок или на его часть. Также суд апелляционной инстанции применил срок исковой давности, начало течения которого определил в соответствии с пунктом 1 статьи 181 ГК Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.М.Фральцов оспаривает конституционность пункта 1 статьи 181 ГК Российской Федерации в указанной редакции, согласно которому срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года; течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 18, 35, 36 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку лишает граждан права на судебную защиту, создает преимущества для недобросовестных участников гражданско-правовых отношений и влечет невозможность для собственников части здания приобрести в собственность часть земельного участка, расположенного под этим зданием. Кроме того, в жалобе указано, что, в отличие от оспариваемой редакции пункта 1 статьи 181 ГК Российской Федерации, ее предшествующая и последующая редакции предусматривают необходимые гарантии для защиты в суде прав граждан, которые не являются сторонами недействительной сделки, указанные же законодательные изменения влекут неопределенность оспариваемой нормы и ее произвольное применение судами.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Обращаясь к вопросу о сроках реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на правовых позициях, сформулированных им в постановлениях от 16 июня 1998 года N 19-П и от 20 июля 1999 года N 12-П, неоднократно указывал в своих решениях, что федеральный законодатель вправе устанавливать сроки для обращения в суд и что установление этих сроков обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту.

Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что положение пункта 1 статьи 181 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ) является исключением из общего правила о начале течения срока исковой давности применительно к требованиям, связанным с недействительностью ничтожных сделок. В соответствии с этой специальной нормой течение указанного срока по данным требованиям определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения - независимо от признания их таковыми судом (пункт 1 статьи 166 ГК Российской Федерации), а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц (определения от 8 апреля 2010 года N 456-О-О, от 17 июля 2014 года N 1787-О, от 19 июля 2016 года N 1579-О и др.).

С учетом изложенного оспариваемая норма, не содержащая какой-либо неопределенности, сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фральцова Игоря Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.Зорькин

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка