КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 года N 1195-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кривошеева Анатолия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н.Кривошеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину А.Н.Кривошееву было отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к жилищной комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и связанных с отказом этой комиссии признать ряд граждан в качестве членов его семьи в целях получения государственного жилищного сертификата. Как указали суды, такое признание может быть осуществлено только в судебном порядке.
Верховный Суд Российской Федерации отказал А.Н.Кривошееву в принятии и в удовлетворении заявления о признании недействующими положений пунктов 16_1, 16_2 и 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с последующими изменениями и дополнениями).
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Н.Кривошеев оспаривает конституционность следующих норм:
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, закрепляющих круг лиц, которые в силу прямых родственных отношений признаются членами семьи собственника жилого помещения и членами семьи гражданина - участника указанной выше подпрограммы (супруг, а также дети и родители), и одновременно предусматривающих возможность признания судом в данном качестве иных граждан;
подпункта "в" пункта 16_1 и пункта 16_2 тех же Правил, устанавливающих, что гражданин - участник подпрограммы и (или) члены его семьи, имеющие в собственности жилое помещение (жилые помещения), принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность, и предусматривающих, что размер соответствующей социальной выплаты уменьшается в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений иным лицам.
По мнению заявителя, указанные положения, как устанавливающие необходимость судебного решения для признания граждан членами семьи собственника жилого помещения и предусматривающие передачу жилья, являющегося частной собственностью, в государственную или муниципальную собственность, не соответствуют статьям 2, 7, 17, 19 (часть 1), 23, 35 (часть 3), 38, 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы предусматривают возможность признания в качестве членов семьи помимо близких родственников иных лиц, но лишь в судебном порядке. Принимая во внимание значимые правовые последствия признания гражданина членом определенной семьи (как для него, так и для членов этой семьи), судебный контроль в данной сфере социально значимых общественных отношений нельзя рассматривать как избыточный (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 782-О-О). Соответственно, указанные выше положения также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Положения подпункта "в" пункта 16_1 и пункта 16_2 указанных выше Правил, принятые в рамках компетенции Правительства Российской Федерации, направлены на оказание социальной поддержки не только гражданам, не имеющим жилья, но и владельцам жилых помещений при условии выполнения ими установленных требований. Подобное правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кривошеева Анатолия Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка