ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ


ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 20 ноября 2012 года N 6-11


Об утверждении Положения о правовой инспекции труда ФНПР



В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и во исполнение Постановления Исполкома ФНПР от 27.06.2012 N 4-2 (пункт 4) Исполнительный комитет ФНПР

постановляет:

Утвердить Положение о правовой инспекции труда ФНПР в новой редакции согласно Приложению.

Приложение
к Постановлению Исполкома ФНПР
от 20 ноября 2012 года N 6-11

     

Положение о правовой инспекции труда ФНПР

     

     

1. Общие положения

1.1. Правовая инспекция труда ФНПР создается Федерацией независимых профсоюзов России в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом ФНПР для осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений (далее - контроль за соблюдением трудового законодательства).

Правовые инспекторы труда ФНПР осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФНПР.

1.2. Правовая инспекция труда ФНПР осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Уставом ФНПР.

2. Задачи правовой инспекции труда ФНПР


Основными задачами правовой инспекции труда ФНПР являются:

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

2.2. Правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

2.3. Отстаивание прав и интересов работников при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.

2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда.

2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, членских организаций.

3. Основные полномочия правовой инспекции труда ФНПР


Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда ФНПР наделяются следующими полномочиями:

3.1. В целях проведения проверок и оказания практической помощи членам профсоюзов в порядке, установленном настоящим Положением, при предъявлении удостоверений установленного образца (Приложение N 3) беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза.

Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений (Приложение N 1), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.

3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (Приложение N 2).

3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

3.6. При осуществлении указанных проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.

3.7. В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

4. Права и обязанности правовых инспекторов труда ФНПР


Правовые инспекторы труда ФНПР имеют право:

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.

4.2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

4.3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

4.4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.

4.5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.

4.6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

Правовые инспекторы труда ФНПР обязаны:

4.7. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

4.8. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.

4.9. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.

4.10. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

4.11. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.

4.12. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

4.13. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членских организаций ФНПР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членских организаций.

4.14. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов.

5. Организационное обеспечение деятельности правовой инспекции труда ФНПР

5.1. Исполком ФНПР создает правовую инспекцию труда ФНПР в структуре Правового департамента Аппарата ФНПР, определяет штатную численность инспекторов, утверждает их на должность и освобождает от должности.

Руководство правовой инспекцией труда ФНПР осуществляет руководитель Правового департамента Аппарата ФНПР, являющийся главным правовым инспектором труда ФНПР, который непосредственно подчиняется секретарю ФНПР.

5.2. На должность правового инспектора труда ФНПР назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники профсоюзных организаций, в том числе в федеральных округах, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда ФНПР, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда ФНПР.

Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда ФНПР проходят переподготовку и/или повышение квалификации.

Должность старшего правового инспектора труда ФНПР приравнивается к должности руководителя группы Аппарата ФНПР. Должность правового инспектора труда ФНПР приравнивается к должности главного специалиста Аппарата ФНПР.

5.4. Главный правовой инспектор труда ФНПР:

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда ФНПР;

вносит руководству ФНПР предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюзов, профсоюзных организаций;

рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда ФНПР;

обеспечивает подготовку отчетов о правозащитной работе членских организаций ФНПР;

организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюзов;

обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда профсоюзов;

осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их правовой работе;

вносит руководству ФНПР предложения о кандидатурах в состав соответствующих квалификационных коллегий судей, арбитражных заседателей арбитражных судов, общественных советов, создаваемых при органах государственной власти;

в установленном порядке вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда профсоюзов профсоюзными знаками отличия и материальном поощрении за эффективную правозащитную работу.

5.5. Жалобы на действия главного правового инспектора труда ФНПР рассматриваются руководством ФНПР.

Приложение N 1
к Положению о правовой
инспекции труда ФНПР

     

Форма N 1-ПИ


Федерация Независимых Профсоюзов России

Правовая инспекция труда ФНПР

119119, Москва, Ленинский пр-т, 42,

Телефон 938-77-83, факс 938-79-51,

E-mail: pravotdel@fnpr.ru

     

Представление N _______

Кому

(Ф.И.О. работодателя)

(должность, наименование организации, работодателя)


В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагаю устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

N п/п

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

1

2

3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»