ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 7р-75/2022

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Смирновой Л.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике

Марий Эл от 27 июля 2021 года N 012/04/14.9-571/2021 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от

28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирновой Л.С., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 июля 2021 года

N 012/04/14.9-571/2021 заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирнова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики

Марий Эл от 28 декабря 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Смирновой Л.С. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,

Смирнова Л.С. просит указанные постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что порядок проведения конкурсного отбора установлен Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 года N 173 (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурсного отбора), в развитие которых принят приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от

15 марта 2018 года N 63, которым утверждены критерии конкурсного отбора по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм. Указанные Правила и Приказ не оспаривались и не отменялись. Извещение о проведении конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 2 октября 2019 года составлено в соответствии с требованиями указанных нормативно-правовых актов. Смирнова Л.С. как должностное лицо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, при проведении процедуры конкурсного отбора должна была руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами. Полагает, что в настоящее время истек срок давности привлечения ее к административной ответственности, поскольку решение антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, принято 6 ноября 2020 года.

Выслушав Смирнову Л.С., её защитника Васильева А.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Абдуллаеву Ю.А., просившую решение судьи оставить без изменения, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Как следует из материалов дела, решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 012/01/17-189/2020 от 6 ноября 2020 года признаны нарушающими требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов преимущественных условий участия в таких торгах, совершенные при проведении конкурсного отбора на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году.

Антимонопольным органом установлено, что приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 2 октября 2019 года N 190 принято решение о проведении конкурсного отбора получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм в

2019 году и размещении на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещения о проведении указанного конкурсного отбора.

Порядок проведения конкурсного отбора установлен Правилами предоставления грантов на развитие семейных ферм, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 мая 2012 года

N 173 (в редакции от 25 сентября 2019 года, действовавшей на момент проведения конкурсного отбора) - далее Правила.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе.

Конкурсная комиссия принимает решение о признании заявителей победителями конкурсного отбора по результатам оценки и сопоставления заявок, а также по результатам очного собеседования лично с заявителем. Победителями конкурсного отбора признаются заявители, набравшие наибольшее количество баллов. В случае равенства количества баллов между заявителями победителем признается заявитель, предоставивший заявку в Министерство ранее по дате и времени (пункт 27 Правил).

Пунктом 28.1 Правил предусмотрено, что в число победителей конкурсного отбора не включаются заявители в случае неудовлетворительного результата собеседования или неявки на собеседование.

Согласно протоколу о результатах конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году от 7 ноября 2019 года N 02-03 к участию в конкурсном отборе допущены два участника: ИП ГКХФ ФИО 1 и ИП ГКХФ ФИО 2 По результатам оценки заявок заявке ФИО 1 присвоено 144 балла, заявке ФИО 2 - 189 баллов. По результатам устного собеседования итоговая оценка ФИО 1 - отлично, ФИО 2 - неудовлетворительно. В соответствии с пунктами 26, 27, 28.1 Правил победителем конкурсного отбора признан ИП ГКХФ ФИО 1

При этом порядок оценки при выставлении баллов по результатам очного собеседования, а также значимость показателей, подлежащих учету (оценке), которыми должны руководствоваться члены конкурсной комиссии при проведении очного собеседования для объективной оценки каждого участника конкурсного отбора Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, не установлены. Протокол от 7 ноября 2019 года N 02-03 также не содержит каких-либо обоснований принятия решений членами конкурсной комиссии. Отсутствие критериев оценки устного собеседования позволяет комиссии произвольно оценивать заявки, что недопустимо в силу положений Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Распоряжением Председателя Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2017 года N 153-р Смирнова Л.С. назначена на должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 2 октября 2019 года N 190 контроль за проведением конкурсного отбора получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2019 году возложен на Смирнову Л.С.

Из письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 17 июня 2021 года N 03-07/272 следует, что ответственным должностным лицом за проведение конкурсного отбора является Смирнова Л.С.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях Смирновой Л.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, как организатор конкурсного отбора, обязано было руководствоваться положениями действующих нормативных правовых актов, в частности Правилами предоставления грантов и Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 15 марта 2018 года N 63, а извещение о проведении конкурсного отбора на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 2 октября 2019 года не могло содержать информацию, не соответствующую требованиям указанных нормативных правовых актов, не состоятельны, поскольку названные акты не содержат запрета на установление критериев оценки устного собеседования в целях соблюдения Закона о защите конкуренции. Более того, на необходимость их установки указано и в решении Арбитражного суда Республики Марий Эл от

26 июня 2020 года.

Оснований полагать, что по данному делу Смирнова Л.С. не является субъектом административного правонарушения, не имеется в силу следующего.

Из Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 июня 2018 года N 247, следует, что управление данным Министерством осуществляется министром, имеющим двух заместителей, которые образуют коллегию. Министр и заместители министра назначаются Правительством Республики Марий Эл.

Согласно должностному регламенту заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, утвержденному

3 июня 2019 года, в должностные обязанности заместителя министра входит, в том числе: обеспечение подготовки в установленном порядке проектов правовых актов для представления Главе Республики Марий Эл и в Правительство Республики Марий Эл, а также других документов Министерства; организация и координация осуществления функций Министерства в рамках полномочий курируемых отделов в соответствии с положением о Министерстве и иными актами Министерства, поручениями министра; анализ вопросов эффективности и качества исполнения поставленных задач, а также состояния дел и практики применения законодательства по вопросам своей компетенции; организация разработки и координация выполнения федеральных целевых и республиканских программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса республики; осуществление непосредственного руководства и организации деятельности курируемых отделов Министерства, организация осуществления функций Министерства в соответствии с актами Министерства и поручениями министра.

Из указанного следует, что заместитель министра относится к руководящему составу Министерства, наделенному правом на самостоятельное принятие решений, в том числе о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Учитывая, что Смирнова Л.С., как заместитель министра являлась ответственной за проведение конкурсного отбора получателей грантов, то именно она несет административную ответственность за допущенные нарушения в виде непринятия мер по установлению критериев оценки устного собеседования.

Доводы жалобы об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности также подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм процессуального права.

В силу прямого указания в части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренные статьей 14.9 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл N 012/01/17-189/2020, которым установлен факт нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции составлено в окончательной форме 6 ноября 2020 года. Постановление о привлечении Смирновой Л.С. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ вынесено должностным лицом 27 июля 2021 года, то есть в пределах срока давности, установленного частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Смирновой Л.С. с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 14.9

КоАП РФ.

При этом с учетом характера совершенного правонарушения, значимости охраняемых общественных отношений оснований для снижения назначенного наказания либо его замены на предупреждения, признания правонарушения малозначительным не имеется.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 июля 2021 года N 012/04/14.9-571/2021 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Смирновой Л.С. оставить без изменения, жалобу Смирновой Л.С. - без удовлетворения.

Судья И.Н. Смышляева


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка