ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 3а-16/2022

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

судьи Савкуева З.У.

при секретаре Тхашокове К.Т.

с участием представителей административного истца И.А.Р. - М.И.А. и К.К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.А.Р. к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании решения и о возложении обязанности,

установил:

Ссылаясь на несоответствие установленной по состоянию на 7 июля 2015 года в отношении принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости - здания коттеджа на 12 номеров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей 92 копеек его рыночной стоимости, составляющей на ту же дату, как это следует из отчета оценщика - индивидуального предпринимателя Х.И.Р. N от 09 декабря 2021 года, <данные изъяты> рублей, И.А.Р. 27 декабря 2021 года обратилась за ее пересмотром в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.

Решением указанной комиссии N 1/1 от 19 января 2022 года указанное заявление было отклонено по тем основаниям, что постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 года N 2-ПП, которым были утверждены оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, к моменту рассмотрения данного заявления утратило силу и к тому же моменту в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о его новой кадастровой стоимости.

Ссылаясь на вышеуказанное и утверждая, по сути, о несостоятельности приведенных в качестве обоснования указанного решения перечисленных обстоятельств и, как следствие, об отсутствии у названной Комиссии оснований для отклонения поданного ею заявления, И.А.Р. обратилась с административным исковым заявлением в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики. В поданном административном иске она, предъявив его к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, просила признать незаконным упомянутое решение последней и возложить на нее обязанность по повторному рассмотрению ее вышеупомянутого заявления.

Административными ответчиками - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике были представлены относительно административного искового заявления письменные возражения, мотивированные теми же обстоятельствами, которыми обосновано оспариваемое по настоящему административному делу решение.

В судебном заседании представители административного истца И.А.Р. - М.И.А. и К.К.А., поддержав поданное административное исковое заявление, просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, административный истец И.А.Р. в судебное заседание также не явилась, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие с участием её представителей, в связи с чем, настоящее административное дело, по правилу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), было рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание указанных представителей, обсудив доводы административного искового заявления и письменных возражений на него, исследовав имеющиеся в материалах настоящего административного дела доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, И.А.Р., обратившись в суд, оспаривает законность указанного властного волеизъявления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, наделенной публичными полномочиями.

Поскольку же между ними не могло возникнуть иного правоотношения, учитывая его характер и статус данных лиц, кроме как публичного, настоящее дело, как возникшее из такого отношения, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке норм главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя же из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм процессуального права в их системной связи с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации суд, применительно к настоящему делу, может признать оспариваемое решение незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Аналогичное следует и из взаимосвязанных предписаний пунктов 3, 4 части 9 и части 11 статьи 226 КАС Российской Федерации.

При этом неотъемлемой составляющей законности оспариваемого решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, является, как это прямо следует из подпункта "а" упомянутого пункта 3 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, наличие у такого органа полномочий на принятие обжалуемого решения.

Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

Согласно положениям ст. 22.1 Федерального закона N 269-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр; решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ определено, что до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

В течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение).

Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в решении субъекта (в случае отсутствия решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.

То есть, после 1 января 2023 года или с даты, указанной в решении субъекта, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Из приводимых выше положений законодательства следует, что юридическое значение имеет акт субъекта Российской Федерации, которым определяется дата перехода к применению отдельных положений федерального законодательства в переходный период (до 1 января 2023 года), изменяющих как сам порядок пересмотра кадастровой стоимости, так и компетенцию уполномоченных на такой пересмотр органов государственной власти и управления.

Данный вывод основан и на разъяснении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемся в утвержденном им 30 июня 2021 года Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (ответ на второй вопрос раздела - Разъяснение по вопросам судебной практики).

В то же время постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2021 года N 63-ПП "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Кабардино-Балкарской Республики - с 1 апреля 2021 года.

Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2016 года N 620-рп в целях организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, предусмотренной Федеральным законом N 237-ФЗ, и в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, а также утверждения уставов государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики и внесения в них изменений, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2011 года N 126-ПП, создано государственное бюджетное учреждение Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости".

Следовательно, с 1 апреля 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной только на основании решения вышепоименованного бюджетного учреждения.

Таким образом, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике перестала обладать указанными полномочиями с 1 апреля 2021 года и, как следствие, не вправе была принимать по заявлению административного истца И.А.Р. оспариваемое по настоящему административному делу решение.

Исходя из этого, данное решение не соответствует приведенным нормам материального права и, одновременно с этим, нарушает гарантированные ими же права административного истца И.А.Р., обратившейся за их защитой с рассматриваемым административным исковым заявлением с соблюдением трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации.

При таких условиях, в рамках настоящего административного дела установлена совокупность обстоятельств, которая, в силу приведенных норм процессуального права, является юридическим условием для признания оспариваемого решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике незаконным, в связи с чем исковое требование административного истца И.А.Р. об его оспаривании подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, административный ответчик - Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике не обладает, по вышеуказанным мотивам, полномочиями по рассмотрению указанного заявления административного истца И.А.Р., что, само по себе, исключает возложение на нее обязанности по повторному его рассмотрению.

В связи с этим, исковое требование административного И.А.Р. о возложении на административного ответчика - Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике данной обязанности подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики

решил:

Административное исковое заявление И.А.Р. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике N 1/1 от 19 января 2022 года об отклонении заявления И.А.Р. от 27 декабря 2021 года об оспаривании результатов определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания коттеджа на 12 номеров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>", установленной в размере <данные изъяты> 92 копеек.

Исковое требование И.А.Р. о возложении на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике обязанности повторно рассмотреть ее заявление от 27 декабря 2021 года об оспаривании результатов определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания коттеджа на 12 номеров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>", установленной в размере <данные изъяты> 92 копеек, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 21 марта 2022 года.

судья З.У. Савкуев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка