СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2022 года Дело N 33-876/2022
21 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
судей Москалевой Е.В., Степановой Н.Н.,
при секретаре Демине В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 февраля 2021 г. и дополнительное решение суда от 3 декабря 2021 г., которыми постановлено:
"Исковые требования Хабибуллина Марата Муталиповича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о перерасчете пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области засчитать Хабибуллину Марату Муталиповичу в специальный стаж работы по Списку N период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области осуществить конвертацию пенсионных прав Хабибуллина Марата Муталиповича в порядке, установленном п. 9 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) с учетом включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода обучения службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с применением повышенного коэффициента по заработной плате за работу в районах Крайнего Севера 1,7 с ДД.ММ.ГГГГ.".
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Хабибуллин М.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о перерасчете пенсии. Судом была произведена замена ответчика на ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области в порядке процессуального правопреемства.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 05.11.1998 ему назначена и выплачивается пенсия по старости. Продолжительность его общего трудового стажа на 01.01.2002 г. (для оценки пенсионных прав с целью исчисления размера пенсии) составила 32 года 11 месяцев 28 дней, коэффициент по заработной плате 1,2. С 01.11.2003 г. размер пенсии пересчитан по его заявлению от 24.10.2003 г., применен повышенный коэффициент по заработной плате за работу в районах Крайнего Севера 1,7.
Считает, что при беззаявительном перерасчете пенсии с 01.01.2002г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер пенсии был необоснованно занижен пенсионным органом, истцу установлен коэффициент по заработной плате 1,2, тогда как в пенсионном деле имелись сведения о работе в районах Крайнего Севера и справка о заработной плате с указанием повышенного районного коэффициента 1,7.
Повышенное отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране было установлено ему по достижении возраста 55 лет, что истец считает неправильным, так как является получателем досрочной пенсии с двойным снижением возраста - за работу в районах Крайнего Севера и за работу в особых условиях труда в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1-10, 16-18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет), в связи с чем при расчете пенсии отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
После уточнения требований Хабибуллин М.М. просил обязать ответчика засчитать в специальный стаж по Списку N 1 период работы с 28.07.1966 г. по 30.08.1967 г.; в специальный стаж работы по Списку N 2 засчитать период обучения в ГПТУ N 22 г. Стерлитамака с 01.09.1965 г. по 26.07.1966 г., период службы в Советской Армии по призыву с 02.09.1967 г. по 09.12.1969 г. и осуществить конвертацию пенсионных прав в порядке, установленном п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) и повышенного коэффициента по заработной плате за работу в районах Крайнего Севера 1,7 с 01.01.2002 г.
Истец Хабибуллин М.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца по доверенности Григорьева Н.Н. исковые требования поддержала с учетом их уточнения. Полагала, что ответчик располагал всеми необходимыми документами для конвертации пенсионных прав истца в порядке, установленном п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением стажа на соответствующих видах работ и повышенного коэффициента по заработной плате за работу в районах Крайнего Севера 1,7 с 01.01.2002 г. Просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) по доверенности ФИО12 возражала против удовлетворения требований истца. Полагала, что не имеется оснований для конвертации пенсионных прав истца в соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением стажа на соответствующих видах работ, поскольку пенсия рассчитана исходя из общего трудового стажа по наиболее выгодному для пенсионера варианту. Полагала необоснованным требование о применении повышенного соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, ссылаясь на то, что в соответствии с нормами пенсионного законодательства, действовавшего на 01.01.2001г., повышенное соотношение применялось для пенсионеров, выехавших за пределы районов Крайнего Севера и приравненных местностей по достижении мужчинами возраста 55 лет.
Суд постановилрешение и дополнительное решение об удовлетворении исковых требований, резолютивные части которых изложены выше.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области просит решение суда в части применения повышенного коэффициента по заработной плате за работу в районах Крайнего Севера 1,7 с 01.01.2002 г. отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение правил действия закона во времени.
В судебное заседание истец Хабибуллин М.М., представитель ответчика ГУ-ОПФР по Липецкой области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии с требованиями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца Нечаюк Т.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в обжалуемой части.
С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовой пенсии в Российской Федерации производились в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, трудовая пенсия истцу Хабибуллину М.М. была назначена досрочно с 05.11.1998 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2002 г. пенсия рассчитана в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом:
стажевого коэффициента, определенного в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, исходя из размера общего стажа 32 года 11 месяцев 28 дней, составившего 0,62;
- среднемесячного заработка за период с 01.01.1983 г. по 31.12.1987 г. - 652 рубля 09 копеек (отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период 3,257 ограничено предельной величиной 1,2).
Размер пенсии составил <данные изъяты>
С 01.11.2003 Хабибуллину М.М. на основании заявления от 24.10.2003 г. произведен перерасчет пенсии в связи с приобретением права на применение повышенной величины отношения среднемесячного заработка к заработной плате в стране ( 1,7) по достижении 55-летнего возраста.
С указанной даты пенсия определена из величины расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г., которая составила <данные изъяты>.
Разрешая заявленный спор, судом проверялись доводы истца о неверном определении стажевого коэффициента для определения расчетного пенсионного капитала.
Судом установлено, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1, не включен период работы истца с 28.07.1966 по 30.08.1967 на Стерлитамакском химзаводе машинистом в цехе этилендиамина и карбомола.
Признав, что работа истца в цехе этилендиамина и карбомола предусмотрена Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, разделом VIII "Химическое производство", суд включил указанный период работы в специальный стаж.
Исходя из положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, разъяснений по их применению, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", с учетом материалов пенсионного дела истца Хабибуллина М.М., а также включенного в специальный стаж периода работы с 28.07.1966 по 30.08.1967, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца по состоянию на 01.01.2002 г. выработан специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следовательно, расчет стажевого коэффициента исходя из специального стажа истца более выгоден, при данном варианте расчета стажевый коэффициент превышает стажевый коэффициент, рассчитанный из общего трудового стажа (0,62).
С учетом изложенного, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность произвести истцу конвертацию пенсионных прав истца с 01.01.2002 г. с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), с учетом специального стажа работы с 28.07.1966 г. по 30.08.1967 г.
Кроме того, дополнительным решением от 3 декабря 2021 г. суд удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж работы по Списку N 2 периода обучения с 01.09.1965 г. по 26.07.1966 г., периода службы по призыву с 02.09.1967 г. по 09.12.1969 г.
Решение и дополнительное решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части применения повышенного соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с 01.01.2002 г. по следующим основаниям.
Статьей 112 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 года, устанавливалось, что за гражданами, которым пенсия по старости назначалась в соответствии со статьей 14 данного Закона в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда на новое постоянное место жительства сохранялся размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента.
Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространил это право на всех лиц, проработавших не менее 15 - 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях независимо от вида назначаемой пенсии (часть первая статьи 31).
Федеральным законом от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" был введен новый порядок исчисления пенсий - с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого использовалось отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере, не превышающем 1,2. Этот порядок не предусматривал применение районных коэффициентов.
В дальнейшем с целью повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Федеральный закон от 08.08.2001 N 122-ФЗ "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для исчисления пенсий этих лиц с применением индивидуального коэффициента пенсионера установил повышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране - от 1,4 до 1,9.
Так, при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Одновременно в качестве новой льготы для пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенном размере только при условии достижения ими возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., было определено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (ЗР/ЗГ1) в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 применяется для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, относятся: мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Вопрос о порядке исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 года в отношении лиц, имеющих необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (двойное снижение пенсионного возраста), в части увязывания права таких лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на применение повышенного соотношения заработных плат с достижением ими определенного возраста, был предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации по запросу Саяногорского суда Республики Хакасия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 октября 2003 г. N 380-О, дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя истца, в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12. 2005г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, в связи с чем отношение заработков в повышенном размере может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию). В указанных разъяснениях не содержится толкования правовых норм в смысле, придаваемом им в исковом заявлении истца.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3 статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложена в новой редакции, где абзацем шестнадцатым пункта 3 предусмотрено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, отсутствие в законе требований к достижению определенного возраста лица, претендующего на повышенное отношение заработной платы при расчете размера пенсии в случае выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, введено Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-Ф3, вступившим в законную силу с 1 января 2010 года (ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах оснований для применения указанных норм к правоотношениям сторон по поводу правильности оценки пенсионных прав истца с 1 января 2002 г. не имеется.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Определении от 23 июня 2016г. N 1256-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционны прав частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вопрос о порядке вступления в силу федерального закона неразрывно, органично связан с законодательной процедурой и с содержанием закона, поэтому законодатель, реализуя свои конституционные права по принятию федеральных законов, вправе сам установить порядок и определить сроки вступления того или иного закона в силу.