СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2022 года Дело N 33-1058/2022

от 16 марта 2022 года N 33-1058/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Вахониной А.М.,

судей Образцова О.В., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бороздина А. В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца Бороздина А.В., его представителя адвоката Карелина А.С., судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области (далее - УПФР в г. Великий Устюг, пенсионный орган) от 23 октября 2020 года N 221249/20 Бороздину А.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого стажа работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не менее 15 календарных лет.

Специальный стаж на дату обращения, 15 сентября 2020 года, у заявителя отсутствует, страховой стаж составил 22 года 02 месяца 28 дней.

В специальный стаж Бороздина А.В. не включены следующие периоды работы:

- с 23 октября 1998 года по 30 июня 2005 года в качестве спасателя поисково-спасательного отряда г. Великий Устюг Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области,

- с 01 июля 2005 года по 31 декабря 2019 года - в качестве спасателя в поисково-спасательном отряде в бюджетном учреждении защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области "Аварийно-спасательная служба Вологодской области" (ранее казенное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области "Аварийно-спасательная служба Вологодской области", Государственное учреждение "Аварийно-спасательная служба Вологодской области"), поскольку спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России. Сведения, включенные в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сданы работодателем за периоды работы с 23 октября 1998 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 31 декабря 2019 года без кода особых условий труда, дата регистрации Бороздина А.В. в системе персонифицированного учета 29 декабря 1999 года.

Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Бороздин А.В. просил признать решение пенсионного органа от 23 октября 2020 года N 221249/20 недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж указанные выше периоды работы и назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права на неё.

Определением суда от 06 октября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена УПФР в г. Великий Устюг на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее - ОПФР по Вологодской области, пенсионный орган).

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 13 декабря 2021 года Бороздину А.В. в удовлетворении исковых требований к ОПФР по Вологодской области о досрочном назначении страховой пенсии отказано.

В апелляционной жалобе Бороздин А.В. просит решение суда отменить с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований. Указывает, что вопреки выводам суда Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области входило, а бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области "Аварийно-спасательная служба Вологодской области" входит в организационную систему федерального органа исполнительной власти - МЧС России, от имени которого государственно-властные функции на территории Вологодской области осуществляет Главное управление МЧС России по Вологодской области. Он за период своей трудовой деятельности неоднократно поощрялся и награждался начальником Главного управления МЧС России по Вологодской области, министром МЧС России, в том числе ведомственными нагрудными знаками и медалями МЧС России. Наличие у него статуса спасателя в профессиональной аварийно-спасательной службе (формировании), осуществляющей функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подтверждается трудовой книжкой, книжкой спасателя и выпиской из протокола очередного заседания региональной аттестационной комиссии от 25 сентября 2009 года. Таким образом, состав и характер труда, фактически выполняемый им в спорные периоды, соответствует составу и характеру труда, предусмотренным пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для вмешательства в решение суда.

В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.

Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.

В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.

Досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, основано на учёте специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счёт средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе трудовую книжку Бороздина А.В., приняв во внимание при разрешении настоящего спора постановление Правительства Вологодской области от 26 февраля 2002 года N 74 "О внесении изменений и дополнений в постановления Губернатора области от 30 июня 1997 года N 693 и от 29 декабря 2001 года N 1210", которым утверждено Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, согласованное с МЧС России Положение о Главном управлении по делам ГОЧС области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 17 ноября 2003 года N 1067, постановление Правительства Вологодской области от 28 апреля 2005 года N 449 "О реорганизации главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области", постановление Правительства Вологодской области от 29 мая 2012 года N 563 "О Комитете гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области", которым утверждено Положение о Комитете гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области, исходил из того, что Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области и бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области "Аварийно-спасательная служба Вологодской области" не являлись в спорные периоды структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и что сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленном в законодательстве разграничением функций.

Из должностных инструкций истца, находящихся в деле, также не следует, что занимаемая им в указанных организациях должность относится к штатным единицам организационной структуры МЧС России.

Страховая пенсия в качестве спасателя могла быть зачтена только в случае работы в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России.

Согласно Соглашениям между Главным управлением МЧС России по Вологодской области и Правительством Вологодской области, МЧС России осуществляет организационное, кадровое обеспечение полномочий, переданных в соответствии с настоящими соглашениями, предоставляет информацию по запросам Правительства Вологодской области, связанным с исполнением передаваемых полномочий, то есть являются своего рода соглашениями о совместной деятельности, координации совместной деятельности между МЧС России и Главного управления МЧС России по Вологодской области.

Представленные в материалы Соглашения, а также книжка спасателя, выписка из протокола заседания региональной аттестационной комиссии от 25 сентября 2009 года, факт награждения и поощрения истца начальником Главного управления МЧС России по Вологодской области, министром МЧС России, ведомственными нагрудными знаками и медалями МЧС России не доказывают того, что Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области "Аварийно-спасательная служба Вологодской области" входят в организационную систему федерального органа исполнительной власти - МЧС России.

Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Часть 6 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Бороздин А.В. зарегистрирован в системе персонифицированного учета 29 декабря 1999 года, за периоды работы истца с 23 октября 1998 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 31 декабря 2019 года страхователями начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не производились.

Ссылка в суде апелляционной инстанции представителя истца на то, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы по определению работы Бороздина А.В. в специальных условиях труда, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку по смыслу статей 59,60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет относимость и допустимость доказательств по делу, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств,

При таких обстоятельствах дела, а также принимая во внимание, что спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бороздина А. В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка