СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2022 года Дело N 33а-604/2022

10 марта 2022 года

город Петрозаводск


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобеадминистративного ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.12.2021 по административному исковому заявлению Кегноевой Л.И. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Кегноева Л.И.,являясь собственником земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, расположенного в Республике Карелия, Прионежском районе, д. (...), 13.08.2021 обратилась в Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. Уведомлением от 25.08.2021N(...) административный ответчик сообщил о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, поскольку земельный участок в соответствии распоряжением Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 01.03.2021N 102 расположен в зоне затопления, в связи с чем строительство жилого дома в указанной зоне не допускается.Истец, полагая ответ на уведомление нарушающим ее права как собственника земельного участка, просила суд признать незаконным уведомление от 25.08.2021 N 127 и возложить на Администрацию обязанность повторно рассмотреть представленные ею документы.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 08.12.2021административное исковое заявление удовлетворено.

С указанным решением административный ответчик не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в отношении земельного участка административного истца действуют ограничения использования ввиду его расположения в границах зоны затопления, в которой запрещено строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления. В решении суда отсутствует ссылка на нормы права, в соответствии с которыми на орган местного самоуправления возложена обязанность проводить инженерную защиту объектов от затопления, доказательств обеспечения указанной защитой от затопления, а также осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий собственником водного объекта не представлено. Кроме того, ссылается на нахождение спорного земельного участка в зоне запрещения жилой застройки аэропорта "Петрозаводск", в которой размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца (...) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из дела усматривается, что Кегноева Л.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), общей площадью (...) кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, расположенного в Республике Карелия, Прионежском районе, д. (...) на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.07.2020 г.

13.08.2021 в целях осуществления строительства жилого дома на вышеуказанном земельном участке Кегноева Л.И. обратилась в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Уведомлением от 25.08.2021 N (...) административный ответчик сообщил о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, указав следующие основания:

- планируемый объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером (...) полностью расположен в зоне запрещения жилой застройки, в которой размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается;

- согласно распоряжению Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 01.03.2021N 102 "Об утверждении местоположения границ зон затопления в отношении территорий, прилегающих к р. Шуя в границах пос. Шуя и д. Нижний БесовецПрионежского района Республики Карелия земельный участок с кадастровым номером (...) полностью расположен в зоне затопления.

Не согласившись с уведомлением административного ответчикаот 25.08.2021, административный истец 05.10.2021 обратился в суд с административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент издания оспариваемогоуведомления сведения обустановлении зоны запрещения жилой застройки Аэропорта "Бесовец" уполномоченным органом отсутствовали, указание на расположение спорного земельного участка в зоне запрещения жилой застройки является несостоятельным.Кроме того, суд указал, что в зонах затопления запрет на строительство индивидуальных жилых домов ни федеральным законодательством, ни Правилами землепользования и застройки не предусмотрен, а напротив предусмотрена возможность такого строительства при соблюдении требований инженерной защиты (специальных защитных мероприятий), вместе с тем, уполномоченным органом не разрешался вопрос о необходимости и возможности проведения инженерной защитыобъектов от затопления.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органыпосредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (п. 1 и п.2 ч. 7 ст. 51.1ГрК РФ).

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием видов ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (п. 2 ч. 10, ч. 11 ст. 51.1ГрК РФ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом также установлено, что согласно карте градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденных Решением XXXIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 10.05.2017 N 5, земельный участок с кадастровым номером (...) расположен в территориальной зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".

На карте градостроительного зонирования д. Верховье и Маткачи, входящих в состав п. Шуя, пунктирной линией обозначена зона запрещения жилой застройки. При сопоставлении места расположения земельного участка кадастровым номером (...) в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты с вышеуказанной картой градостроительного зонирования усматривается, что спорный земельный участок расположен в пределах зоны запрещения жилой застройки, обозначенной пунктирной линией.

В соответствии с Генеральным планом Шуйского сельского поселения, утвержденным решением V внеочередной сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 16.01.2018 N 2, в таблице 2.1.44 указан только один объект, для которого установлена зона запрещения застройки, а именно "Аэропорт "Бесовец" г. Петрозаводска". Для него установлена зона регулируемой застройки - 3250 м и зона запрещения жилой застройки 1250 м. Под указанной таблицей сделана следующая сноска: утверждена в составе Генерального плана Гарнизонного сельского поселения Прионежского муниципального района, на территории которого размещается "Аэропорт "Бесовец" согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки", строительных норм СНиП 23-03-2003 "Защита от шума", ГОСТ 22283-88 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерений" и "Рекомендаций по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума".

Сведения об аэродроме "Бесовец" Петрозаводск внесены в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Приаэродромная территория, устанавливаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 ГрК РФ) и отображается на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подп. 7 ч. 8 ст. 23 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).

В соответствии со ст. 47 ВК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия вышеуказанных Правил землепользования и застройки Генерального плана Шуйского сельского поселения) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением указанного уполномоченного органа на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории; Правила выделения на приаэродромной территории подзон; Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Согласно указанным Правилам установления приаэродромной территории решение об установлении приаэродромной территории принимается: в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации (подп. "а" п. 2).

В соответствии с Перечнем аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. N 1034-р, аэродром "Бесовец" Петрозаводск является аэродромом государственной авиации совместного базирования, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 г. N 1055 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российском Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов государственной авиации является Министерство обороны Российской Федерации.

Кроме того, установлено, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 17.12.2018 по делу N 3а-158/2018 признано, что Министерством обороны Российской Федерации, являющимся уполномоченным органом на установление приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны аэродрома, приаэродромная территория Аэропорта не утверждена.

Вступившим в законную силу решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 15.12.2020, вынесенным по делу N 2-443/2020, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласование и принятие в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460.

Учитывая положения действующего законодательства, а также отсутствие на момент издания оспариваемого уведомления от 25.08.2021 сведений об установлении уполномоченным органом зоны запрещения жилой застройки Аэропорта "Бесовец", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что такое основание недопустимости размещения объекта строительства на земельном участке как расположение его в зоне запрещения жилой застройки, является незаконным.

В соответствии с ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила), в соответствии с п. 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (вместе с "Правилами определения границ зон затопления, подтопления") зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет), территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности.

В силу п. 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными и со дня внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 4 ст. 1ГрК РФ зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости.

Распоряжением Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 01.03.2021 N 102 утверждено местоположение границ зон затопления в отношении территорий, прилегающих к р. Шуя в границах пос. Шуя и д. НижнийБесовецПрионежского района Республики Карелия.

Запись о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером (...) на основании вышеуказанного распоряжения полностью расположен в границах зоны затопления, внесена в Единый государственный реестр недвижимости, срок действия ограничений: с 29.03.2021 года, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.

В соответствии с ч. 6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, помимо прочего, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Согласно ч. 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).