СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А50-6192/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Герасименко Т.С.,

судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии:

от заинтересованного лица: Дорохина Н.С., паспорт, доверенность от 18.04.2024, диплом, Камрад В.В., паспорт, доверенность от 01.12.2023,

иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственности "Пермьуралнеруд",

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 июля 2024 года

по делу № А50-6192/2024

по заявлению общества с ограниченной ответственности "Пермьуралнеруд" (ОГРН 1065920021420, ИНН 5920025446)

к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)

о признании недействительными уведомления от 28.12.2023, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.02.2024 № 2,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (далее - заявитель, Общество, ООО "Пермьуралнеруд") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минприроды Пермского края) о признании недействительными уведомления от 28.12.2023, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.02.2024 № 2.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2024 года требования ООО "Пермьуралнеруд" удовлетворены. Признаны недействительными вынесенные Министерством и направленные в адрес общества уведомление от 28.12.2023, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.02.2024 № 2. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В порядке распределения судебных расходов с Министерства в пользу ООО "Пермьуралнеруд" в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины взыскано 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Не согласившись с судебным актом в части выводов, изложенных в мотивировочной части, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит, не отменяя решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2024 года по делу № А50-6192/2024, привести иную мотивировочную часть.

В обоснование апелляционной жалобы обществом приведены доводы о том, что из мотивировочной части решения невозможно сделать вывод о том, какой объем добычи полезного ископаемого признан лицензионным условием согласно лицензии ПЕМ 80173 ТЭ. Указывает, что выводы суда (2 абзац страницы 27 решения) об обязанностях заявителя по соблюдению подпункта "д" пункта 4.1., подпункта "б" пункта 4.2 условий пользования недрами (Приложение 1 к лицензии ПЕМ 80173 ТЭ) не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что необходимо изменить мотивировочную часть решения в 2 абзаце страницы 27 решения: уточнить, что заявитель обязан обеспечить соблюдение требований подпункта "д" пункта 4.1. Условий пользования недрами в части обеспечения минимального годового объема добычи полезного ископаемого 100 000 м3 и соблюдение подпункта "б" пункта 4.2. Условий пользования недрами в части рационального использования запасов полезных ископаемых и охране недр. Определить, что условием лицензии ПЕМ 80173 ТЭ по уровню добычи является подпункт "д" пункта 4.1. Условий пользования недрами (Приложение 1 к лицензии ПЕМ 80173 ТЭ), которым установлен минимальный годовой объем добычи полезного ископаемого 100 000 м3. Также указывает, что поскольку заявитель не нарушал условий лицензии ПЕМ 80173 ТЭ: в 2020, 2021 годах объем добычи полезного ископаемого на месторождении "Наплывной остров" составил более 100 тыс.м3, постольку подлежит исключению из мотивировочной части решения абзац 5 на странице 27.

Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в представленном в суд апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Пермьуралнеруд" отказать.

До начала судебного заседания 11.11.2024 от ООО "Пермьуралнеруд" поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу, в которых общество ссылается на то, что нарушений лицензионного условия по уровню добычи допущено не было, следовательно, общество не нарушило пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.

Возражения, представленные обществом, приобщены в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.

В судебном заседании представители заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, указанным в отзыве, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя, ходатайство рассмотрено судом по правилам статьи 159 АПК РФ, удовлетворено.

Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что ООО "Пермьуралнеруд" владеет лицензией на право пользования недрами ПЕМ 80173 ТЭ с целью разведки и добычи гравийно - песчаной смеси месторождения "Наплывной остров", расположенном в Пермском и Осинском районах Пермского края. Приложением № 1 к лицензии ПЕМ 80173 ТЭ установлены условия пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно - песчаной смеси месторождения "Наплывной остров", расположенного в Пермском и Осинском районах Пермского края.

В период с 07 по 08 декабря 2023 года должностным лицом Министерства в отношении ООО "Пермьуралнеруд" проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по итогам которого оформлено заключение от 28.12.2023, отражающее выводы о том, что Общество в 2020 году и 2021 году не обеспечило исполнение подпункта "б" пункта 4.2 Условий - недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и технической документации.

Измененный (скорректированный) технический проект "Разработка месторождения гравийно-песчаной смеси на месторождении Наплывной остров" (далее также - технический проект), предусмотренный подпунктом "б" пункта 4.1 Условий, утвержден директором Общества и согласован Министерством письмом от 29.09.2020 № 30-01-25.1 исх-716 в соответствии с протоколом заседания научно-технического совета по недропользованию от 24.09.2020.

Как следует из содержания измененного (скорректированного) технического проекта "Разработка месторождения гравийно-песчаной смеси на месторождении Наплывной остров", ежегодный объем добычи полезного ископаемого определен в количестве 400 тыс.м3, на основании запроектированного ежегодного объема добычи в количестве 400 тыс. м3 определен режим разработки месторождения "Наплывной остров".

По выводам Министерства ООО "Пермьуралнеруд" систематически не выполняет подпункт "б" пункта 4.2 Условий пользования недрами по лицензии ПЕМ 80173 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаной смеси месторождения "Наплывной остров", а именно: в 2020 и 2021 годах Общество не обеспечило соблюдение требований технического проекта "Разработка месторождения гравийно- песчаной смеси на месторождении Наплывной остров" в части обеспечения ежегодного объема добычи полезного ископаемого в размере 400 тыс. м3.

На основании пункта 3 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" и подпункта 3 пункта 1.2.2 Порядка прекращения права пользования участками недр местного значения, в том числе досрочного, приостановления осуществления и ограничения права пользования участками недр местного значения, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 23.03.2023 № 30-01-02-305, согласно протоколу заседания Научно-технического совета по недропользованию от 28.12.2023, в адрес ООО "Пермьуралнеруд" направлено уведомление от 28.12.2023 о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПЕМ 80173 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаной смеси месторождения "Наплывной остров", расположенного в Пермском и Осинском районах Пермского края.

В уведомлении от 28.12.2023 установлен срок устранения нарушений - одиннадцать месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления; указанное уведомление получено обществом 18.01.2024.

По факту получения уведомления Министерства от 28.12.2023 Общество в адрес Министерства направило письмо от 06.02.2024 № 32, отражающее позицию в отношении соблюдения им лицензионных требований.

Также на основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон № 248-ФЗ), пункта 4.5 Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2021 № 1053-п, в адрес Общества направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.02.2024 № 2, которым заявителю предложено принять меры по обеспечению исполнения подпункта "б" пункта 4.2 Условий пользования недрами по лицензии ПЕМ 80173 ТЭ - обеспечить соблюдение требований технических проектов и технической документации.

Обществом в Министерство направлены письменные возражения от 20.02.2024 № 43 на объявленное предостережение.

Не согласившись с указанными ненормативными актами Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что уведомление от 28.12.2023 и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.02.2024 № 2 не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и интересы общества.

Общество не согласно с выводами суда, изложенными в мотивировочной части решения.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов стороны, по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения мотивировочной части судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом, при этом следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее также - Закон о недрах, Закон № 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Закон № 2395-1 регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов), специфических минеральных ресурсов (рап лиманов и озер, торфа, сапропеля и других минеральных ресурсов), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр.

Закон № 2395-1 содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

На основании части 1 статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Добытые полезные ископаемые, подземные воды, специфические минеральные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или частной собственности (часть 3 статьи 1.2 Закона о недрах).

Согласно части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; 2) участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, хранилищ углеводородного сырья (далее - подземные сооружения местного и регионального значения, не связанные с добычей полезных ископаемых), и (или) используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Исходя из части 2 статьи 2.3 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (часть 3 статьи 2.3 Закона о недрах).

Как определено статьей 4 Закона о недрах, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся в частности: - принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; - утверждение положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) и осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора).

Статье 6 Закона о недрах предусмотрено, что недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод; 3.1) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов); 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

При этом в статье 6 Закона о недрах указано, что недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых. Правительством Российской Федерации устанавливаются виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

На основании статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 Закона № 2395-1.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.