ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2024 года Дело № А53-7045/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2024 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Штыренко М.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,

при участии:

от ИП Захарова Э.Б.: представитель Хатламаджиян С.А. по доверенности от 05.04.2023;

от Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону: представитель Колесник Н.Ю. по доверенности от 25.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 21.08.2024 по делу № А53-7045/2024

по заявлению индивидуального предпринимателя Захарова Эдуарда Борисовича (ОГРНИП: 322619600213474, ИНН: 616103812833)

к ДАИГ города Ростова-на-Дону (ИНН 6164045474, ОГРН 1026103292380)

о признании незаконным отказа; об обязании,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Захаров Эдуард Борисович (далее - заявитель, ИП Захаров Э.Б., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - ДАИГ города Ростова-на-Дону, департамент) о признании незаконным отказа, об обязании.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2024 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным как противоречащее нормам Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 29.01.2024 № 325. Суд обязал Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о переводе жилого здания с кадастровым номером 61:44:0031920:98 в нежилое.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в заявленных требованиях Захарова Э.Б. отказать в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что для правильного разрешения вопроса суд должен был установить какие именно работы по переустройству и перепланировке проведены заявителем в целях переустройства жилого дома в нежилое. Департамент полагает, что муниципальная услуга по переводу жилого помещения в нежилое (и обратно) применима исключительно к помещениям (квартирам) находящихся в многоквартирном жилом доме. Для изменения вида разрешенного использования из жилого в нежилое возможно только в рамках реконструкции объекта по правилам предусмотренным Градостроительным Кодексом РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу ИП Захаров Э.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ИП Захарова Эдуарда Борисовича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как установлено судом первой инстанции, индивидуальному предпринимателю Захарову Эдуарду Борисовичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:44:0031920:2, площадью 265 кв. м, относящийся к землям населённых пунктов, с разрешенным видом использования "индивидуальный жилой дом, административное здание, офисы".

На земельном участке расположен принадлежащий предпринимателю жилой дом, площадью 402, 4 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031920:98 (дата регистрация права 01.09.2016).

Предприниматель 10.02.2023 обратился с заявлением о переводе указанного жилого дома в нежилое здание.

По результатам рассмотрения заявления департамент принял решение в форме Распоряжения № 980 от 24.03.2023, которым отказал в переводе жилого помещения в нежилое, сославшись на то, что объект не отвечает критериям нежилого помещения, поскольку имеются несоответствия в части СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений маломобильным группам населения...", а также не соответствует в части системы противопожарной защиты.

Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-12798/2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного

суда от 08.11.2023, признано незаконным распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону № 980 от 24.03.2023 об отказе в переводе объекта капитального строительства с кадастровым номером 61:44:0031920:98 из жилого помещения в нежилое помещение. Суд возложил на Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Захарова Эдуарда Борисовича от 10.02.2023.

Индивидуальный предприниматель Захаров Эдуард Борисович 25.12.2023 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с заявлением о переводе спорного жилого дома в нежилое здание.

Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону решением в форме Распоряжения от 29.01.2024 № 325 отказал в удовлетворении заявления.

В обоснование отказа указано, что объект не соответствует установленным требованиям СП 59.13330.2020, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020.

Департамент указал на непредставление заявителем следующих документов:

протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Кроме того, департамент сослался на то, что закон не допускает перевод жилого здания в нежилое здание, поскольку правовое регулирование говорит о возможности перевода именно помещения. При этом, такое изменение должно быть осуществляться путем реконструкции в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Департаментом 29.01.2024 составлено уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Уведомление от 29.01.2024 является оформлением принятого Департаментом решения в виде Распоряжения от 29.01.2024 № 325 об отказе в переводе.

Полагая, что отказ департамента является незаконным, предприниматель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Отнесение жилого дома к жилым помещениям прямо предусмотрено нормой статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому в отношении него действуют нормы о переводе в нежилое здание.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случаях, перечень которых установлен в части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (часть 3 статьи 24 Жилищного кодекса).

В обоснование отказа указано, что объект не соответствует установленным требованиям, а именно:

отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке до объекта (п. 5.1.10 СП 59.13330.2020);

на входной двери отсутствует символ, указывающий на ее доступность МГН (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020),

в конструкции лестницы внутри помещения отсутствует пандус или подъемное устройство для маломобильных групп населения, в нарушении требований п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;

отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке до объекта (п. 5.1.10 СП 59.13330.2020);

на входной двери отсутствует символ, указывающий на ее доступность МГН (п. 6.5.1 СП 59.13330.2020),

в конструкции лестницы внутри помещения отсутствует пандус или подъемное устройство для маломобильных групп населения, в нарушении требований п. 6.2.8 СП 59.133302020;

отсутствуют тактильные предупреждающие указатели на участках пола на путях движения МГН перед дверными проемами (п. 6.2.3 СП 59.13330.2020);

у дверей санитарно-бытовых помещений на высоте от 1, 2 до 1,6 м отсутствуют информационные таблички (п. 6.3.6 СП 59.13330.2020);

в переводимом помещении не обеспечены меры противопожарной защиты, предусмотренные СП 5.13130.2009;

отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании (помещении), предусмотренные СП 3.13130.2009;

отсутствует аварийное освещение переводимого помещения (п. 4.3.12 СП 1.13130.2020),

Департамент указал на непредставление заявителем следующих документов:

протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

согласия каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Кроме того, департамент сослался на то, что закон не допускает перевод жилого здания в нежилое здание, поскольку правовое регулирование говорит о возможности перевода именно помещения. При этом, такое изменение должно быть осуществляться путем реконструкции в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Доводам департамента о несоответствия объекта в части СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений маломобильным группам населения...", в части системы противопожарной защиты, а также о недопущении законом перевода жилого здания в нежилое здание, дана оценка в рамках дела № А53- 12798/2023.

Судом апелляционной инстанции отклонены доводы о том, что заинтересованное лицо, желающее перевести принадлежащее ему жилое помещение в нежилое должно на стадии подачи провести все необходимые работы по приведению такого помещение в нежилое, ввиду следующего.

Частью 6 статьи 23 Жилищного кодекса РФ определено, что в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Форма уведомления о переводе жилого помещения в нежилое утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 № 502.

В пункте "б" данной формы прямо закреплено следующее, "перевести из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ:...".

Частями 8 и 9 статьи 23 Жилищного кодекса РФ совокупно закреплено, что, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Из указанных выше положений закона следует, что перевод из жилого помещения в жилое, может быть осуществлен и до проведения всех необходимых завершающих работ и (или) переустройства (перепланировки). Окончание таких работ актируется специальной комиссией и такой акт является основанием для использования переводимого жилого помещения в качестве нежилого.

Суды двух инстанции пришли к выводу о том, что выявленные Департаментом необходимые работы по доведению жилого дома предпринимателя в нежилое здание, не могли быть препятствием для отказа в переводе, а должны были быть учтены и указаны в уведомлении о переводе как обязательные для возможности использования в качестве нежилого здания.

Судом апелляционной инстанции также отклонены доводы о том, что закон не допускает перевод жилого здания в нежилое здание, поскольку правовое регулирование говорит о возможности перевода именно помещения, как основанные на неверном толковании закона.

С учетом положений статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом представляет собой совокупность жилых помещений, а нежилое здание в свою очередь является совокупностью нежилых помещений, следовательно, каких - либо установленных законом ограничений по переводу жилого дома в нежилое здание не имеется.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.03.2023 № Ф01-702/2023 по делу № А28-5520/2022, из которого следует, что жилой дом считается одним из видов жилых помещений (пункт 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), следовательно, изменить его назначение на нежилое можно в порядке, определенном главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения, в нежилое.