ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2024 года Дело № А46-2524/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2024 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4701/2024) Ватолкина Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2024 по делу № А46-2524/2024 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Ватолкина Александра Анатольевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (ОГРН 1075504003013, ИНН 5504124780, адрес: 644010, город Омск, улица Маршала Жукова, дом 72, корпус 1) об отмене записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Гамма" (ИНН 5507262309, ОГРН 1185543014315, адрес: 644106, город Омск, улица Фугенфирова, дом 9а, офис мф-2/21),

при участии в судебном заседании представителей:

от Ватолкина Александра Анатольевича - лично (по паспорту);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области - Сидоренко Кристина Игоревна по доверенности от 22.01.2024 № 01/12/01917;

установил:

Ватолкин Александр Анатольевич (далее - заявитель, Ватолкин А.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России № 12 по Омской области) об отмене записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) о прекращении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Гамма" (ИНН 5507262309, ОГРН 1185543014315) (далее - ООО "Гамма").

Решением Арбитражного суда Омской области от 02.04.2024 по делу № А46-2524/2024 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Судебный акт мотивирован пропуском заявителем срока на обращение в суд, а также отсутствием уважительных причин для его восстановления.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Ватолкин А.А. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы Ватолкин А.А. указывает на то, что до конца 2019 года ООО "Гамма" своевременно сдавало все балансы и декларации, о чём свидетельствовала справка о переплаченных налогах ООО "Гамма" по состоянию на 31.12.2019. Ватолкин А.А. утверждает о том, что протокол осмотра от 09.08.2019 составлен с нарушением статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как в материалы дела не представлено утверждённого руководителем ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр на территории или в помещении которого производился осмотр. Составивший протокол осмотра б/н от 09.08.2019 специалист 1 разряда ИФНС по Кировскому административному округу г. Омска Сарбасов Р.М. не является должностным лицом налогового органа, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Представитель юридического лица о времени и дате осмотра не извещался. Ватолкин А.А. утверждает, что осмотр должен был также производиться в присутствии арендодателя; обращает внимание на то, что в графе протокола осмотра от 09.08.2019 "Осмотр проведен при участии лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка или его представителя, а также специалистов" нет записи о том, кем и на основании чего осуществляется налоговая проверка(плановая или внеплановая); не указаны адреса регистрации и места проживания лиц, указанных в качестве понятых, видеосъёмка не производилась, номера сотовых и городских домашних и рабочих телефонов не зафиксированы; отсутствует подпись лица, на территории или в помещении которого проведён осмотр.

Кроме того, Ватолкин А.А. приводит доводы несогласия привлечения его к административной ответственности постановлением по административному делу от 20.02.2020 № 009881 за непредставление сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Налоговый органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции Ватолкин А.А. заявил ходатайство о приобщении к материалам дела договора аренды от 17.09.2018 помещения, расположенного по адресу: 644106, город Омск, улица Фугенфирова, дом 9а, офис мф-2/21.

Судом апелляционной инстанции ходатайство удовлетворено, снятая в судебном заседании копия договора аренды приобщена к материалам дела.

Ватолкин А.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Инспекции оспаривал доводы жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав Ватолкина А.А., представителя Инспекции, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области 22.05.2018 на основании решения № 1 от 17.05.2018 единственного учредителя - Ватолкина А.А. зарегистрировано в качестве юридического лица ООО "Гамма".

09.08.2019 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Омской области поступил от ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска протокол осмотра б/н от 09.08.2019 адреса регистрации ООО "Гамма" (644106, город Омск, улицу Фугенфирова, дом 9А, офис МФ-2/21), согласно которому не удалось установить связь с ООО "Гамма", информационные стенды, вывески, таблички, указывающие на нахождение организации по данному адресу, не обнаружены (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", файл с наименованием "протокол осмотра", приложение к отзыву Инспекции от 13.03.2024).

Регистрирующим органом в адрес ООО "Гамма", его руководителя и участника направлены уведомления № 04-26/37940 от 30.08.2019 о необходимости представления достоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, в подтверждение чего представлен список почтовых отправлений с указанием почтовых идентификаторов (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", файл с наименованием "почтовый реестр", приложение к отзыву Инспекции от 13.03.2024).

Согласно сведениям сайта АО "Почта России", уведомление, направленное по адресу регистрации руководителя и учредителя ООО "Гамма" Ватолкина А.А. фактически получено 03.09.2019, уведомление, направленное по адресу юридического лица: 644106, г. Омск, ул. Фугенфирова, д. 9А, оф. МФ-2/21 не получено (почтовые идентификаторы 80080240913649, 80080240913656).

09.10.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица (ГРН 2195543592077).

20.04.2020 было принято решение № 2208 о предстоящем исключении юридического лица ООО "Гамма" из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности) и опубликовано 22.04.2020 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 № 16 (783) (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", файл с наименованием "решение о предстоящем исключении ООО Гамма", приложение к отзыву Инспекции от 13.03.2024).

24.07.2020 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Омской области от ИФНС России по КАО г. Омска поступило письмо № 04-22/08568@ от 24.07.2020 о сохранении признаков недействующего юридического лица (наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности).

21.08.2020 Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области внесена запись ГРН 2205500363858 о прекращении юридического лица на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).

Заявив требования об отмене записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица - ООО "Гамма", Ватолкин А.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

02.04.2024 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалуемое Ватолкиным А.А. в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом № 129-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 2 статьи 4, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон № 14-ФЗ) установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством проведения осмотра объектов недвижимости (подпункт "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (действовал на момент проведения проверочных мероприятий).

Согласно пункту 4 приказа ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нём сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе, по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).

Как было выше сказано, 09.08.2019 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Омской области поступил от ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска протокол осмотра адреса регистрации ООО "Гамма" (644106, город Омск, улицу Фугенфирова, дом 9А, офис МФ-2/21), согласно которому не удалось установить связь с ООО "Гамма", информационные стенды, вывески, таблички, указывающие на нахождение организации по данному адресу, не обнаружены.

В связи с указанным, регистрирующим органом в адрес ООО "Гамма", его руководителя и участника направлены уведомления № 04-26/37940 от 30.08.2019 о необходимости представления достоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Согласно сведениям сайта АО "Почта России", уведомление, направленное по адресу регистрации руководителя и учредителя ООО "Гамма" Ватолкина А.А. получено 03.09.2019, уведомление, направленное по адресу юридического лица: 644106, г. Омск, ул. Фугенфирова, д. 9А, оф. МФ-2/21 не получено (почтовые идентификаторы 80080240913649, 80080240913656).

Таким образом, с 03.09.2019 Ватолкину А.А. было достоверно известно о проведении ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска осмотра адреса регистрации ООО "Гамма", а также необходимости представления регистрирующими органу сведений относительно места нахождения юридического лица.

Однако в связи с тем, что какие-либо сведения о месте нахождения юридического лица не были представлены, то 09.10.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица (ГРН 2195543592077).

20.04.2020 было принято решение № 2208 о предстоящем исключении юридического лица ООО "Гамма" из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности) и опубликовано 22.04.2020 в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 № 16 (783).

В течение трех месяцев с даты публикации решения о предстоящем исключении ООО "Гамма" заявлений от самого Общества, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступало.

24.07.2020 в Межрайонную ИФНС России № 12 по Омской области от ИФНС России по КАО г. Омска поступило письмо № 04-22/08568@ от 24.07.2020 о сохранении признаков недействующего юридического лица (наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности).

21.08.2020 Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области внесена запись ГРН 2205500363858 о прекращении юридического лица на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.

Оспаривая законность записи о прекращении юридического лица, Ватолкин А.А. указывает на то, что до конца 2019 года ООО "Гамма" своевременно сдавало все балансы и декларации, в подтверждение чего ссылается на справку о переплаченных налогах ООО "Гамма" по состоянию на 31.12.2019.

Суд апелляционной инстанции полагает доводы Ватолкина А.А. неосновательными, принимая во внимание следующее.

В силу пункта 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение из ЕГРЮЛ лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 № 26-П, определения от 17.01.2012 № 143-О-О, от 17.06.2013 № 994-О, от 26.04.2016 № 807-О), направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

При этом положения пункта 1 статьи 21.1 данного закона должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 названного Закона).

В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021, разъяснено, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Следовательно, формальное соблюдение регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, оценке судом подлежат, в том числе, обстоятельства ведения обществом фактической деятельности.

Между тем, Ватолкин А.А. в ходе судебного заседания 11.07.2024 самостоятельно подтвердил, что ООО "Гамма" осуществляло финансово-экономическую деятельность только до 3 квартала 2019 года, после 3 квартала 2019 года налоговым органом была произведена блокировка расчетных счетов Общества, что привело к невозможности осуществления его деятельности (аудиопротокол судебного заседания с 18 мин. 52 сек. по 19 мин. 23 сек.), также подтвердил, что отчетность за 2020 год и позднее Обществом не представлялась.

На вопрос суд апелляционной инстанции Ватолкин А.А. пояснил, что с августа 2020 года по начало 2024 года ООО "Гамма" какой-либо предпринимательской деятельностью не занималось (аудиопротокол судебного заседания с 24 мин. 57 сек. по 25 мин. 30 сек.).

Соответственно, из пояснений заявителя прямо следует, что после 3 квартала 2019 года ООО "Гамма" предпринимательскую деятельность не осуществляет, в силу чего признание недействительности запись в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица не повлекло бы возобновления его деятельности.

Ссылки Ватолкина А.А. на то, что протокол осмотра от 09.08.2019 является недопустимым доказательством, так как составлен без извещения представителей ООО "Гамма", арендодателя ООО "Фортуна", не представлено постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку осмотр объекта недвижимости проводился в рамках проверочных мероприятий, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, а не в рамках налоговой проверки.