ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 года Дело N А19-3759/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2024 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.,

при участии в судебном заседании:

представителя Администрации Вихоревского городского поселения по доверенности от 09.01.2024 Ведерниковой М.А.,

представителя ООО "Региональный северный оператор" по доверенности от 09.01.2024 Бережной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимым с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), апелляционную жалобу Администрации Вихоревского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 сентября 2023 года по делу N А19-3759/2023 по исковому заявлению Администрации Вихоревского городского поселения к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный северный оператор" об обязании производить вывоз отходов,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области,

установил:

Администрация Вихоревского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный северный оператор" об обязании произвести вывоз ТКО растительного происхождения, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы и дополнения к ней, указывает, что с начала работы ООО "РСО" осуществлял недостаточно качественную работу по сбору и вывозу ТКО с территории Вихоревского городского поселения. Ответчик отказывается осуществлять вывоз уличного смета, растительных отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, на территориях приусадебных участков и придомовых территориях. Администрация обратилась в суд с иском о возложении обязанности на ООО "РСО" производить регулярный вывоз уличного смета, отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в результате уборки придомовых территорий индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов на территории Вихоревского городского поселения. Вместе с тем, суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу о том, что Администрацией все расходы приравнены к ТКО, в том числе отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми. посадками (порубочные остатки (кряжи, ветки), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников). Кроме того, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что отходы, образовавшиеся от уборки придомовой территории в виде смета, веток и листьев, относятся к ТКО и подлежат включению в норматив накопления ТКО и региональный оператор обязан вывозить перечисленные отходы на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.

Ответчик представил письменные пояснения по делу, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области представило отзыв на апелляционную жалобу

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал на них по основаниям, приведенным в отзыве.

Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 на территории Вихоревского муниципального образования деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Региональный северный оператор" (далее - ООО "РСО", Региональный оператор, ответчик).

Между Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области и ООО "РСО", по результатам конкурсного отбора, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области от 07.05.2018 N 333 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 26.07.2022) (далее - Соглашение), в порядке, определенном Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.11.2016 N 149- мпр "Об установлении Порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами". ООО "РСО" в своей деятельности руководствуется Правилами осуществления и регулирования деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области, утвержденными Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.01.2017 N 1-мпр.

Предметом Соглашения является обеспечение Региональным оператором обращения с твердыми коммунальными отходами, включая накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне деятельности Регионального оператора. Осуществление накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (п.1.1).

В рамках исполнения Соглашения Министерство устанавливает правила осуществления деятельности регионального оператора, утверждает инвестиционные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п.2.1.2).

В рамках исполнения Соглашения Региональный оператор с даты начала осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. Соглашения, обеспечивает накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами в соответствии с законодательством, настоящим Соглашением самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.2.2.5). Организует и (или) участвует во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в создании и (или) содержании мест сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, в установлении их мест нахождения (п. 2.2.6.).

Администрация Вихоревского городского поселения направила в адрес ООО "РСО" запрос N 3128 от 14.10.2022 о разъяснении причин, по которым им не производится вывоз отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в результате уборки придомовых территорий индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов на территории Вихоревского городского поселения.

Ответчик в письме N 1169 от 16.11.2022 указал, что данные виды отходов не относятся к отходам, образованным в жилом помещении и региональный оператор не обязан осуществлять их вывоз.

Ссылаясь на то обстоятельство, что ООО "РСО" осуществляло работу по сбору и вывозу ТКО с территории Вихоревского городского поселения не качественно, отказывалось осуществлять вывоз уличного смета, растительных отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, на территориях приусадебных участков и придомовых территориях, несмотря на такую обязанность, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Предметом исковых требований является понуждение ответчика исполнить в натуре обязанность осуществить вывоз ТКО в виде уличного смета, растительных отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, включая ее абзац восьмой, содержат перечень способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Исполнение обязанности в натуре подразумевает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства или закона.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" приведена правовая позиция согласно которой, в соответствии с пунктом 1 статьи 308.3, статьи 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.

При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.

Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.

Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (статья 401 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно пункту 5 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1390, нормативны накопления определяются в том числе и для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах.

В соответствии с положениями статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилым помещением следует понимать изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).

При этом в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В пункте 3.21 ГОСТ Р 70386-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 года N 1093-с) содержится определение придомовой территории как территории, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанной территории объектами.

Таким образом, в составе отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, подлежат учету также отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов, а региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Закона N 89-ФЗ и учитываются в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории (что соответствует правовой позиции, приведенной в определении Верховного суда Российской Федерации N 16-КГ23-32-К4от 10.10.2023).

В Федеральном классификационном каталоге отходов группа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (7 30 000 00 00 0) в том числе включает в себя вид отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (7 31 300 00 00 0), в который входят такие отходы, как "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" (7 31 300 01 20 5) и "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (7 31 300 02 20 5).

Под древесно-кустарниковой растительностью понимаются деревья и кустарники, произрастающие совместно на одном земельном участке (пункт 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года N 433-ст).

Под содержанием зеленых насаждений в соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1447-ст (далее - ГОСТ Р 56195-2014), понимается комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки.

Согласно пунктам 6.3, 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 уборка придомовой территории подразделяется на летнюю и зимнюю. В перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит помимо иного надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.

Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой согласно пункту 2 Правил N 1156 понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

То есть образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относятся к ТКО. Поскольку такие отходы включены в территориальную схему обращения с отходами, входят в морфологический состав ТКО и должны учитываться в нормативах накопления ТКО, то их сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО без взимания дополнительной платы.

В тоже время вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с порядком, действующим в муниципальном образовании, на территории которого находится многоквартирный дом. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ. Соответственно их вывоз производится исполнителем работ.

Таким образом, для разрешения настоящего спора необходимо установить являются ли в данном случае отходы, которые требует вывести истец, отходами, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками, или представляют собой порубочные остатки, образовавшимися при уходе за кустарниками и деревьями на улицах населенного пункта.

В этой связи апелляционным судом определениями неоднократно прилагалось представить доказательства того, что отходы, которые требует вывести истец, представляют собой именно отходами, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками, и такие отходы находятся в местах накопления ТКО для МКД.

Однако таких доказательств Администрацией в материалы дела не представлено, и при этом ответчик утверждает, что спорные отходы представляют собой порубочные остатки.

Голословные утверждения заявителя жалобы о том, что отходы образовались от жизнедеятельности многоквартирных, индивидуальных жилых домов в виде смета при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками, не могут быть приняты апелляционным судом в качестве основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Поскольку в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказано наличия обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих исковых требований, то является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 сентября 2023 года по делу N А19-3759/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья

А.Е. Мацибора

Судьи

Е.В. Горбаткова

Т.В. Лоншакова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка