ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2023 года N 163

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543

(с изменениями на 7 ноября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2023 года N 1869 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2023, N 0001202311100021).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст.3602; 2015, N 14, ст.2123; N 37, ст.5153; 2016, N 7, ст.988; 2018, N 44, ст.6733; 2019, N 23, ст.2962; 2020, N 34, ст.5481; 2021, N 28, ст.5518; 2022, N 1, ст.135).

2. Федеральной антимонопольной службе до 1 июля 2024 г.:

утвердить формы отчетов, предусмотренных пунктом 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (в редакции настоящего постановления);

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзацев второго - пятого пункта 25 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)" (в редакции настоящего постановления), которые вступают в силу с 1 июля 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2023 года N 163



Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543

(с изменениями на 7 ноября 2023 года)



1. В наименовании и абзаце втором пункта 1 слова "органами исполнительной власти" заменить словами "исполнительными органами".

2. Пункт 2 признать утратившим силу.

3. Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2013 года N 543
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 4 февраля 2023 года N 163)



Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)



I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), предмет которого установлен в пункте 6 настоящего Положения (далее соответственно - контролируемые лица, государственный контроль (надзор).

В соответствии с настоящим Положением осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в сферах естественных монополий;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

государственный контроль (надзор) за реализацией контролируемыми лицами полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - контрольный орган).

3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также федеральных законов "О естественных монополиях", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении", "Об отходах производства и потребления", и настоящего Положения.

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"инвестиционные ресурсы" - средства, предусмотренные в качестве источников финансирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий, субъектов электроэнергетики, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных в установленном порядке (далее - инвестиционные программы), включенные в состав необходимой валовой выручки таких организаций при установлении регулируемых цен (тарифов) в объеме, предусмотренном инвестиционными программами;

"использование инвестиционных ресурсов" - расходование инвестиционных ресурсов в соответствии с целями, мероприятиями и объемами финансирования, предусмотренными инвестиционными программами.

5. Должностными лицами контрольного органа, осуществляющими государственный контроль (надзор) (далее - инспекторы), являются:

а) руководитель Федеральной антимонопольной службы;

б) заместители руководителя Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

в) начальники структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

г) начальники отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора), главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);

д) федеральные государственные гражданские служащие Федеральной антимонопольной службы ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты", младшей группы должностей категории "обеспечивающие специалисты" отделов структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы, не указанные в подпункте "г" настоящего пункта, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора).

6. Предметом государственного контроля (надзора) является:

а) в сферах естественных монополий (за исключением случаев, указанных в подпунктах "б" - "д" настоящего пункта) - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в сферах естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сферах естественных монополий, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сферах естественных монополий, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении государственных регулируемых цен (тарифов), использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов);

б) в области газоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в области газоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области газоснабжения, к установлению и (или) применению регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов);

в) в сфере электроэнергетики - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) и платы, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении субъектами электроэнергетики указанных видов деятельности при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых государством цен (тарифов) и платы;

г) в сфере теплоснабжения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов), использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении";

д) в сфере водоснабжения и водоотведения - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

е) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение контролируемым лицом при реализации полномочий в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне контролируемого лица, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, учета контролируемым лицом экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении регулируемых тарифов, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, и соблюдение контролируемым лицом стандартов раскрытия информации, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".

II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)

 

7. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) обобщение правоприменительной практики;

б) консультирование;

в) информирование.

8. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в целях обобщения правоприменительной практики контрольным органом ежегодно готовится доклад о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем контрольного органа и размещается на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

9. Консультирование осуществляется инспектором на личном приеме или посредством видео-конференц-связи в соответствии с графиком консультирования, определенным руководителем контрольного органа.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения (далее - обязательные требования).

10. В целях информирования контрольный орган размещает и ежемесячно актуализирует на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

г) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

д) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) инспекторов;

е) доклады о правоприменительной практике.

III. Контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия

 

11. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка;

в) наблюдение за соблюдением обязательных требований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»