Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2022 года N ЕД-7-19/1295@

Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме

(с изменениями на 14 сентября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФНС России от 17 марта 2023 года N ЕД-7-19/173@;

приказом ФНС России от 14 сентября 2023 года N ЕД-7-8/627@.

____________________________________________________________________



В целях улучшения качества предоставляемых государственных услуг и оптимизации форматов документов, предоставляемых налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи,

приказываю:

1. Утвердить:

Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

формат представления запроса на предоставление информационных услуг в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков в электронной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

формат представления обращения в целях получения информации в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

формат представления сведений по письму налогового органа (в том числе в ответ на обращение налогоплательщика) в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

формат представления сведений ответа на запрос "Перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году" при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

2. Управлению интерактивных сервисов (А.А.Григоренко) обеспечить методологическое сопровождение программных средств, реализующих информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронной форме.

3. Управлению электронного документооборота (Ф.В.Новиков) обеспечить сопровождение программных средств, реализующих информационное обслуживание налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

4. Признать утратившим силу:

приказ Федеральной налоговой службы от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи";

приказ ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/74@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@";

приказ ФНС России от 17.11.2014 N ММВ-7-6/588@ "О внесении изменений в приказы ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ и от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@";

приказ ФНС России от 04.04.2017 N ММВ-7-6/283@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@";

приказ ФНС России от 03.06.2019 N ММВ-7-19/277@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@";

приказ ФНС России от 06.05.2022 N АБ-7-19/387@ "О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@".

5. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы работы с налогоплательщиками.

Руководитель Федеральной

налоговой службы

Д.В.Егоров

 

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом ФНС России

от 29 декабря 2022 года N ЕД-7-19/1295@

Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме

(с изменениями на 14 сентября 2023 года)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации электронного документооборота с использованием электронной подписи (далее - ЭП), соответствующей требованиям, установленным в прикладной подсистеме "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении НБО и других документов в электронном виде" АИС "Налог-3" (далее - Система), между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг в электронной форме, перечень информационных услуг, которые можно получить по запросу на предоставление информационных услуг в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков (далее - Запрос), направленному в налоговый орган, а также порядок информирования налогоплательщиков на основании обращений, поступивших в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) или личный кабинет налогоплательщика (далее - Обращение).

1.2. В ответ на Запрос, составленный в соответствии с форматом, согласно приложению N 2 к настоящему приказу, программным обеспечением налогового органа формируются следующие электронные документы:

перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году (далее - перечень). Форма перечня приведена в приложении N 4 к Методическим рекомендациям, формат перечня приведен в приложении N 5 к настоящему приказу;

акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа (далее - акт сверки);

справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее - справка об исполнении обязанности);

справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, в том числе в агрегированном виде;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 14 сентября 2023 года N ЕД-7-8/627@. - См. предыдущую редакцию)

справка о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Перечень, справка об исполнении обязанности, справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, в том числе в агрегированном виде, справка о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и сведения о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС формируются в целом по организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 14 сентября 2023 года N ЕД-7-8/627@. - См. предыдущую редакцию)

сведения о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС.

(Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 14 сентября 2023 года N ЕД-7-8/627@)

1.3. В процессе электронного документооборота используются следующие технологические электронные документы:

информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

квитанция о приеме электронного документа;

уведомление об отказе в приеме электронного документа;

подтверждение даты отправки электронного документа;

и технологические электронные сообщения:

извещение о получении электронного документа;

сообщение об ошибке.

1.4. Ответы на запросы формируются в автоматическом режиме на основании данных информационных ресурсов налоговых органов в установленных форматах.

Формы документов представляют собой файлы формата RTF, XML, PDF. При этом имена файлов формата RTF должны соответствовать имени файла формата XML.

1.5. При превышении размера файла документа, предоставляемого в ответ на запрос налогоплательщика, 70 Мбайт, указанный документ предоставляется только в формате XML.

(Пункт в редакции. введенной в действие приказом ФНС России от 17 марта 2023 года N ЕД-7-19/173@. - См. предыдущую редакцию)

1.6. Право подписи документов, участвующих в электронном документообороте, имеют налогоплательщики (представители налогоплательщиков), должностные лица налогового органа и операторы электронного документооборота (далее - оператор ЭДО), чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания ЭП в Системе.

1.7. В Запросе в реквизите "Период" указывается:

любой период - при запросе перечня;

любой период, начиная с 01.01.2023 - при запросе справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, в том числе в агрегированном виде;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 14 сентября 2023 года N ЕД-7-8/627@. - См. предыдущую редакцию)

либо отчетный год, либо один из периодов отчетного года - при запросе акта сверки.

В одном Запросе может быть запрошен только один из документов, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических рекомендаций.

(Пункт в редакции. введенной в действие приказом ФНС России от 17 марта 2023 года N ЕД-7-19/173@. - См. предыдущую редакцию)

2. Индивидуальное информирование налогоплательщиков в электронной форме на основании Запросов

2.1. Предоставление налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС осуществляется, если налогоплательщик (представитель) взаимодействует с налоговыми органами по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота в соответствии с требованиями Системы.

В процессе электронного документооборота при представлении в налоговый орган запроса в электронной форме используются следующие технологические электронные документы: подтверждение даты отправки, информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа.

2.2. В отношении Запроса в электронной форме выполняются действия в соответствии с пунктами 100-104 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.

3. Индивидуальное информирование налогоплательщиков в электронной форме на основании Обращений

3.1. Индивидуальное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц осуществляется на основании письменных Обращений, составленных в соответствии с форматом, согласно приложению N 3 к настоящему приказу, и переданных в электронной форме по ТКС или личный кабинет налогоплательщика.

3.2. В отношении Обращения в электронной форме по ТКС выполняются действия в соответствии с пунктами 65-74 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.

3.3. Результатом предоставления услуги по информированию налогоплательщика (представителя) на основании Обращения является письмо налогового органа, формат которого приведен в приложении N 4 к настоящему приказу, и содержащее ответ на соответствующее Обращение налогоплательщика (представителя) или информацию для налогоплательщика (представителя).

3.4. Направляемое через личный кабинет налогоплательщика Обращение в форме электронного документа подписывается следующими видами электронной подписи: квалифицированной или неквалифицированной - для физических лиц, квалифицированной - для организаций и индивидуальных предпринимателей.

3.5. Датой направления налогоплательщиком Обращения в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа.

3.6. Датой получения налоговым органом Обращения через личный кабинет налогоплательщика считается дата, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

3.7. Налоговый орган, получив Обращение через личный кабинет налогоплательщика, направляет налогоплательщику подтверждение даты отправки электронного документа, извещение о получении электронного документа и квитанцию о приеме электронного документа.

3.8. Налоговый орган формирует в установленный срок ответ на Обращение и направляет его налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика по формату, утвержденному ФНС России.

3.9. В случае, если Обращение в электронной форме по ТКС или личный кабинет налогоплательщика направлено не в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику формируется уведомление об отказе в рассмотрении указанного обращения.

4. Требования к хранению электронных документов

4.1. Отправленные и принятые электронные документы с ЭП подлежат хранению в хранилищах электронных документов совместно с соответствующими открытыми сертификатами ключей проверки ЭП.

4.2. Для видов электронных документов, перечисленных в Методических рекомендациях, ежегодно в рамках сводной номенклатуры дел формируется одно или несколько дел в электронном виде, срок хранения которых должен соответствовать Перечню документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденному приказом ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@. Срок хранения документов должен соответствовать сроку хранения соответствующего дела в сводной номенклатуре.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»