Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2011 года N ГКПИ10-1618


Пункт 5.10 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27 мая 1996 года, в части, устанавливающей обязательность оборудования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета; абз.1 п.3.2 Приложения 1 к указанной Инструкции в части, предусматривающей, что габарит автотранспортного средства по ширине не должен превышать 2,5 м, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу

(Извлечение)


Минтрансом России  27 мая 1996 года утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция), зарегистрированная в Минюсте России 8 августа 1996 года, регистрационный N 1146.

Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пп.1.1, 1.5, 5.7, 5.8, 5.10 Инструкции и абз.1 п.3.2 Приложения 1 к ней, ссылаясь на их несоответствие действующим нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, а также на нарушение оспариваемыми предписаниями его прав при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов на личном автомобиле и автомобиле, управляемом по доверенности.

   Верховный Суд РФ 27 января 2011 года заявление Т. удовлетворил частично, указав следующее.

В п.1.1 Инструкции указано, что она разработана на основании постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов. С утверждением заявителя о том, что Инструкция не может регулировать порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов, поскольку принята без учета Правил дорожного движения РФ, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, (далее - Правила дорожного движения), предусмотрено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Такие специальные правила как раз и содержатся в Инструкции, принятой Минтрансом России в силу прямого указания Правительства РФ (п.2 постановления от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования"). Следовательно, п.1.1 Инструкции не противоречит п.1.1 Правил дорожного движения, определяющему, что другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях данных Правил и не противоречить им.

Согласно п.1.5 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза. Довод заявителя о незаконности приведенного предписания в части указания в разрешении на перевозку груза требований, в соответствии с которыми должна осуществляться данная перевозка, является необоснованным.

Как отмечалось, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов должна осуществляться по специальным правилам. Эти правила предусматривают, что такая перевозка может осуществляться лишь на основании специальных разрешений (п.1.4 Инструкции), форма которых закреплена в Приложении 2 к Инструкции. В данной форме имеются, в частности, разделы: о маршруте перевозки; категории груза; его характеристике (наименование, габариты, масса); параметрах транспортного средства; особых условиях движения. Возможность движения по конкретному маршруту зависит от состояния дорожной сети, мостовых сооружений и характеристик груза. Указание в разрешении требований к перевозке груза направлено, в том числе, на предотвращение случаев разрушения дорожной инфраструктуры и причинения вреда другим гражданам и организациям, что не может быть расценено в качестве неправомерного ограничения права на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам, как полагает заявитель. Также суд отметил, что в силу подп.5.2.53.30 Положения о Минтрансе России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 395, указанное Министерство уполномочено принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

В Приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, содержится Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, (далее - Перечень неисправностей), в п.7.7 которого установлен запрет эксплуатации грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусов с разрешенной максимальной массой свыше 5 т при отсутствии противооткатных упоров (должно быть не менее двух). Пункт 5.7 Инструкции, закрепляющий, что при перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне, приведенной норме Перечня неисправностей не противоречит, а лишь дополняет ее специальным предписанием, направленным на обеспечение безопасности перевозки тяжеловесных грузов (путем увеличения количества противооткатных упоров).

Не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и п.5.8 Инструкции, предусматривающий, что кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза. Из содержания этого пункта не следует, что кабина транспортного средства, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должна быть оборудована двумя наружными зеркалами заднего вида с каждой стороны, как ошибочно утверждает заявитель. В связи с чем его доводы о несоответствии данного пункта Правилам дорожного движения (п.1.1, 2.3.1) и Перечню неисправностей (пп.7.1) несостоятельны.

В п.5.10 Инструкции указано, что транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета. Изложенное предписание в части, устанавливающей обязательность оборудования специальными световыми сигналами транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, не соответствует п.16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, в котором закреплено, что проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов. Следовательно, в отношении транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, требования об оборудовании их специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета в названных Основных положениях не содержится. С учетом изложенного, п.5.10 в соответствующей части подлежит признанию недействующим.

Подлежит признанию недействующим и абз.1 п.3.2 Приложения 1 к Инструкции, предусматривающий, что габарит автотранспортного средства по ширине не должен превышать 2,5 м, поскольку он не соответствует п.23.5 Правил дорожного движения и п.1.2 Приложения N 4 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720, в которых указано, что максимальная ширина транспортных средств не должна превышать 2,55 м.

Верховный Суд РФ заявление Т. удовлетворил частично, признал недействующими со дня вступления решения в законную силу: п.5.10 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27 мая 1996 года, в части, устанавливающей обязательность оборудования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета; абз.1 п.3.2 Приложения 1 к указанной Инструкции в части, предусматривающей, что габарит автотранспортного средства по ширине не должен превышать 2,5 м.

Решение вступило в законную силу.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации,
N 3, 2012 год