ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Суда Российской Федерации

17 декабря 1997 года

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе

Председателя: Лебедева В.М.

Членов Президиума: Радченко В.И., Меркушева А.Е., Верина В.П., Сергеевой Н.Ю., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Свиридова Ю.А.

рассмотрев дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Демина Ю.Г. на приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР от 19 декабря 1954 года, согласно которому осуждены:

Абакумов Виктор Семенович, 1908 года рождения, уроженец г.Москвы, бывший Министр государственной безопасности СССР,

по ст.ст. 58-1 “б”, 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу;

Леонов Александр Георгиевич, 1905 года рождения, уроженец с.Григорьевка Каневского района Киевской области, бывший начальник следственной части по особо важным делам МГБ СССР,

Лихачев Михаил Тимофеевич, 1913 года рождения, уроженец с.Панино Даниловского района Ярославской области, бывший заместитель начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР,

Комаров Владимир Иванович, 1916 года рождения, уроженец г.Ленинграда, бывший заместитель начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР,

по ст.ст. 17, 58-1 “б”, 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу;

Броверман Яков Михайлович, 1908 года рождения, уроженец с.Ходорков Корнинского района Житомирской области, бывший заместитель начальника секретариата МГБ СССР,

по ст.ст. 17, 58-1 “б”, 58-7 и 58-11 УК РСФСР к лишению свободы на 25 лет, с поражением прав на 5 лет.

В отношении всех осужденных принято решение о лишении их государственных наград, воинских званий и конфискации имущества.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 28 июля 1994 года изменила приговор: действия Абакумова со ст.ст. 58-1“б”, 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР, Леонова, Лихачева, Комарова и Бровермана со ст.ст. 17, 58-1 “б”, 58-7 и 58-11 УК РСФСР, переквалифицировала на ст. 193-17 “б” УК РСФСР, оставив им прежние наказания.

В протесте ставится вопрос об изменении состоявшихся по данному делу судебных решений: предлагается в соответствии со ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года “Об отмене смертной казни” назначить Абакумову В.С., Леонову А.Г., Лихачеву М.Т., Комарову В.И. по ст. 193-17 “б” УК РСФСР наказание в виде 25 лет лишения свободы, а Броверману по ст.193-17 “б” УК РСФСР определить наказание в виде 10 лет лишения свободы, с исключением из судебных решений в отношении каждого из них дополнительного наказания в виде конфискации имущества.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В. и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Как видно из материалов уголовного дела, Абакумов, Леонов, Лихачев, Комаров и Броверман признаны виновными в том, что, будучи ответственными должностными лицами Министерства государственной безопасности СССР, в течение длительного времени систематически злоупотребляли властью, что выразилось в фальсификации уголовных дел и применении незаконных мер физического воздействия при производстве предварительного следствия. Указанные нарушения повлекли за собой особо тяжкие последствия - привлечение к уголовной ответственности многих невиновных граждан.

В частности, Абакумов, находясь на руководящей работе в органах государственной безопасности, выискивал малозначительные материалы на отдельных ответственных работников партийного и советского аппарата, арестовывал их, а затем применял недопустимые и строжайше запрещенные действующим законодательством методы следствия, вместе со своими подчиненными добивался от арестованных вымышленных показаний о якобы совершенных ими особо опасных контрреволюционных преступлениях.

Такими способами Абакумов и его подчиненные Леонов, Лихачев, Комаров, Броверман и другие искусственно и злонамеренно создали так называемое “Ленинградское дело”, по которому были необоснованно арестованы и осуждены по ложным обвинениям в совершении государственных преступлений Кузнецов, Попков, Вознесенский, Капустин, Родионов, Лазутин и другие, впоследствии реабилитированные.

Продолжая преступную деятельность, в 1950 году Абакумов расправился со 150 членами семей осужденных по “Ленинградскому делу”, репрессировав их по решению Особого совещания при МГБ СССР.

В 1949 году с целью организации крупной внешнеполитической провокации Абакумов арестовал редактора газеты “Москау Ньюс” Бородина М.М. и поручил Комарову подвергнуть арестованного избиениям и пыткам с целью заставить подписать ложные показания в отношении руководителей Китайской компартии.

По указанию Абакумова комиссия в составе Комарова, Бровермана и других сфальсифицировала “обобщенный” протокол допроса Бородина о якобы совершенных им преступлениях. Не выдержав пыток, Бородин в мае 1951 года умер в тюрьме.

Необоснованные аресты, фальсификация уголовных дел, применение пыток, избиения и другие противозаконные методы широко практиковались в работе следственной части по особо важным делам МГБ СССР, возглавляемой Леоновым, Комаровым и Лихачевым.

Так, в 1946 году ими были сфальсифицированы уголовные дела в отношении бывшего Наркома авиационной промышленности Шахурина, Главного Маршала авиации Новикова, начальника политуправления ВВС Советской Армии Шиманова и других.

С целью опорочить одного из руководителей Советского государства Абакумов, Комаров и Лихачев сфальсифицировали уголовное дело в отношении гражданки Жемчужиной, незаконно арестовав ее, ее родственников и сослуживцев Карташева В.Д., Вельбовскую А.Т., Карповскую и других.

Абакумовым и другими подсудимыми были сфальсифицированы уголовные дела в отношении вице-адмирала Гончарова, министра морского флота СССР Афанасьева, академика Юдина, командира полка Брайко и большой группы генералов Советской армии.

Чтобы скрыть творимые беззакония и произвол, Абакумов запретил своим подчиненным направлять заявления арестованных в адрес ЦК КПСС и Советского правительства.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Правильно установив фактические обстоятельства содеянного каждым из осужденных и обоснованно переквалифицировав совершенные ими преступные деяния со статей, предусматривающих ответственность за контрреволюционные преступления, на статью о воинском должностном преступлении ( ст.193-17 “б” УК РСФСР), Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации ошибочно оставила осужденным Абакумову, Леонову, Лихачеву и Комарову прежние наказания.

В соответствии со ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года “Об отмене смертной казни” эта мера наказания , установленная за преступления действующими в СССР законами, была в мирное время отменена.

В соответствии со ст.2 данного Указа “ за преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью” следовало в мирное время применять заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

Таким образом, при переквалификации действий Абакумова, Леонова, Лихачева и Комарова со статей УК, предусматривающих ответственность за государственные преступления, на ст.193-17 “б” УК РСФСР Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не имела законных оснований для оставления прежнего наказания в виде смертной казни, поскольку на момент вынесения приговора применение этого вида наказания в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года “О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам” допускалось лишь в отношении перечисленных в данном Указе лиц.

В соответствии со ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года “Об отмене смертной казни” , с учетом переквалификации действий названных осужденных на ст.193-17 “б” УК РСФСР, каждому из них следует определить наказание в виде заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

Следует также исключить из приговора указание о применении ко всем осужденным дополнительного наказания в виде конфискации имущества, поскольку в соответствии с ч.3 ст.23 УК РСФСР ( в редакции 1926 года) это наказание могло назначаться лишь в случаях, особо оговоренных статьями данного кодекса.

Санкция ст.193-17 “б” УК РСФСР не предусматривает дополнительного наказания в виде конфискации имущества.

Кроме того, из материалов дела видно, что в резолютивной части определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 1994 года не содержится указания о переквалификации действий Леонова, Лихачева и Комарова со ст.58-8 УК РСФСР на ст.193-17 “б” УК РСФСР, хотя в описательно-мотивировочной части данного судебного решения сделан обоснованный вывод о необходимости такой переквалификации. Эта неточность подлежит устранению .

Что же касается доводов протеста о том. что наказание Броверману Я.М. не должно превышать максимального срока лишения свободы, установленного в соответствии с ч.1 ст.28 УК РСФСР ( в редакции 1926 года) в 10 лет, поскольку он не был осужден к смертной казни, то протест в этой части надлежит оставить без удовлетворения.

По приговору Броверман Я.М. наряду с другими статьями УК РСФСР ( в редакции 1926 года), предусматривающими высшую меру наказания – расстрел, осужден к 25 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с поражением политических прав сроком на 5 лет также и по ст.58-7 УК РСФСР, наказание в виде лишения свободы по которой, согласно ст.28 УК РСФСР, могло быть назначено до 25 лет.

Таким образом , при переквалификации действий Бровермана Я.М. со статей УК РСФСР, предусматривающих ответственность за государственные преступления, на ст.193-17 “б” УК РСФСР ( в редакции 1926 года) ему в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года “Об отмене смертной казни” надлежало назначить наказание в виде 25 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, которое и было определено по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР от 19 декабря 1954 года.

Вместе с тем, из приговора подлежит исключению наказание, назначенное Броверману Я.М. в виде поражения политических прав сроком на 5 лет, так как такое наказание не предусмотрено санкцией ст.193-17 “б” УК РСФСР

На основании изложенного, руководствуясь п.5 ст.378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР от 19 декабря 1954 года и определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 1994 года в отношении Абакумова Виктора Семеновича, Леонова Александра Георгиевича, Лихачева Михаила Тимофеевича, Комарова Владимира Ивановича и Бровермана Якова Михайловича изменить:

· переквалифицировать действия Леонова, Лихачева и Комарова со ст.58-8 УК РСФСР на ст.193-17 “б” УК РСФСР ( в редакции 1926 года);

· в соответствии со ст.ст.1 и 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года “Об отмене смертной казни” определить Абакумову В.С., Леонову А.Г., Лихачеву М.Т., Комарову В.И. по ст.193-17 “б” УК РСФСР наказание в виде 25 лет заключения в исправительно-трудовые лагеря каждому;

· исключить в отношении каждого осужденного дополнительную меру наказания в виде конфискации имущества;

· исключить в отношении Бровермана Я.М. наказание в виде поражения политических прав сроком на 5 лет.

В остальной части оставить состоявшиеся по данному делу судебные решения без изменения, а протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации  - без удовлетворения.

 

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл - рассылка