• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2003 года Дело N 3-23


[О признании в части недействующим Закона Санкт-Петербурга
"О налоговых льготах"
]



Санкт-Петербургский городской суд в составе: судья …при секретаре …с участием прокурора …рассмотрев в открытом судебном заседании в Санкт-Петербурге 22 мая 2003 года дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга о признании в части недействующим Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах",

установил:

28 июня 1995 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 14 июля 1995 года мэром Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" N 81-11, в который в дальнейшем вносились изменения и дополнения.

Согласно ст.2 данного Закона об уплате налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, освобожден ряд категорий налогоплательщиков.

В соответствии со ст.9 Закона коммерческим организациям, ведущим хозяйственную деятельность на территории субзоны "Северная верфь", предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты всех налогов в части сумм, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга, сроком на три года.

Согласно ст.10 Закона налоговые льготы в виде освобождения от уплаты 40% всех налогов и платежей в части сумм, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга, сроком на пять лет предоставлены коммерческим организациям, ведущим хозяйственную деятельность на территории субзоны "Пушкинская".

Статьей 11 Закона коммерческим организациям, ведущим хозяйственную деятельность на территории субзоны "Гавань", предоставлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты 50% налога на прибыль, 50% налога на имущество предприятий, 50% земельного налога в части сумм, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга, сроком на 10 лет.

В соответствии со ст.11-1 Закона резидентам зоны экономического развития "Полюстрово" предоставлены налоговые льготы в виде освобождения с 1996 по 2000 год от уплата ряда налогов и платежей и в виде освобождения с 2001 по 2005 год от уплаты 50% ряда налогов и платежей, включая налог на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга.

Статьей 11-2 Закона юридическим лицам, созданным с участием Санкт-Петербурга и иностранных инвесторов на основании международных соглашений Санкт-Петербурга с правительствами зарубежных стран, предоставлены налоговые льготы, и они освобождены на семь лет или иной срок, установленный международным соглашением, но не более семи лет, от уплаты ряда налогов и платежей, включая налог на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга.

Согласно ст.11-3 Закона организациям всех отраслей народного хозяйства, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга, предоставлены налоговые льготы, в том числе пунктом "а" определено, что при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, облагаемая прибыль уменьшается на суммы, фактически направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по указанным кредитам, но не выше 3% сверх ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на момент получения кредита.

Льгота рассчитывается в порядке, установленном подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", при этом не учитываются затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера.

При начислении указанной льготы не подлежит применению ограничение размеров льготы, установленное пунктом 7 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции по состоянию на 1 января 2001 года).

При расчете указанной льготы учитываются фактические затраты, направленные на финансирование капитальных вложений, начиная с 1 января 2001 года.

Пунктом "д" статьи 11-3 от уплаты 50% налога на прибыль предприятий и организаций освобождены налогоплательщики, производящие подакцизную продукцию.

В соответствии со ст.11-5 Закона резидентам зоны экономического развития "Кронштадтская", осуществляющим хозяйственную деятельность в соответствии с законом Санкт-Петербурга о зоне экономического развития "Кронштадтская" в период по 2010 год, предоставлены налоговые льготы, в том числе при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, налоговая прибыль уменьшается на суммы, составляющие 80% от ее ежегодного прироста по сравнению с годом принятия закона Санкт-Петербурга о зоне экономического развития "Кронштадтская" в период по 2004 год и на 40% в период с 2005 по 2010 год.

Статьей 11-7 юридическим лицам (резидентам), осуществляющим реализацию Программы туристско-рекреационной зоны экономического развития "Царскосельская", налоговые льготы в виде освобождения от уплаты всех налогов, сборов и платежей в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, на период реализации и расчетного срока окупаемости проекта.

В соответствии со статьей 11-8 при исчислении налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, из налогооблагаемой базы кредитных организаций исключается сумма процентов, полученная от долгосрочного кредитования, в определенных размерах и определяются условия предоставления льготы по ипотечным жилищным кредитам.

Прокурор Санкт-Петербурга, уточнив заявление в ходе судебного разбирательства, просит признать статьи 2, 9, 10, статью 11 в части слов "50% налога на прибыль", часть 3 статьи 11-1 в части слов "налога на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга", часть 2 статьи 11-2 в части слов "налог на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга", абзацы 1, 2 и 3 пункта "а" и пункт "д" части 1 статьи 11-3, пункт "а" части 1 статьи 11-5, статьи 11-7 (вторую) и 11-8 данного Закона недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, указывая, что налог на прибыль предприятий является федеральным налогом, его элементы, включая объект налогообложения и налоговую базу, определяются федеральным законом и установлены главой 25 Налогового кодекса РФ, которая не предоставляет субъектам Российской Федерации право изменять элементы налогообложения по своему усмотрению, кроме как понижать налоговую ставку по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, не ниже 12%. Право освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога на прибыль субъекту РФ не предоставлено. Статьи 2, 9, 10, 11-7 (вторая) полностью и статьи 11, 11-1, 11-2, 11-3 ч.1 п."д" в частях, касающихся налога на прибыль, противоречат ст.284, п.1, НК РФ, поскольку либо вообще освобождают ряд налогоплательщиков от уплаты налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, либо снижают ставку налога больше, чем предусмотрено действующим НК РФ. Пункт "а" части 1 ст.11-3, пункт "а" части 1 ст.11-5 Закона Санкт-Петербурга также вступили в противоречие со ст.247 НК РФ, которая не предусматривает права субъектов РФ уменьшать объект налогообложения и самостоятельно определять доходы и расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль. Кроме того, абзацы 2 и 3 данного пункта содержат отсылку к Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", который в соответствии с Федеральным законом N 110-ФЗ от 6 августа 2001 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" утратил силу с 1 января 2002 года. Статья 11-8 Закона противоречит ст.274 НК РФ, поскольку облагаемая база по налогу на прибыль установлена нормой федерального закона и изменять (уменьшать) ее субъект РФ не вправе.

Протест на указанные статьи Закона Санкт-Петербурга, принесенный прокурором Санкт-Петербурга 22 июля 2002 года, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был признан обоснованным, но до настоящего времени нормы закона в соответствие с действующим федеральным налоговым законодательством не приведены.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражает, указывая, что им принимались меры по приведению Закона в соответствие с новым налоговым законодательством, принесенный прокурором протест был рассмотрен и признан обоснованным, принятый Законодательным Собранием Закон "О внесении изменений и дополнений в законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы установления налоговых льгот, в связи с изменением федерального законодательства" на стадии его подписания главой исполнительной власти был возвращен губернатором Санкт-Петербурга без подписания, с поправками. Кроме того, указывает, что статьи 11-5 и 11-7 (вторая) Закона в настоящее время не действуют и не применяются в связи с признанием судом недействующими и не подлежащими применению законов, на основании которых были созданы зоны экономического развития "Кронштадтская" и "Царскосельская".

Заинтересованное лицо Губернатор Санкт-Петербурга с заявлением согласен.

Заинтересованное лицо Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга с заявлением согласен. Однако считает, что оспариваемый Закон может быть признан недействующим только с 1 января 2004 года, с начала следующего налогового периода, поскольку в силу ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу и не имеют обратной силы.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.13 Налогового кодекса РФ налог на прибыль (доход) организаций относится к федеральным налогам.

В силу п."з" ст.71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч.ч.1, 5 ст.76 Конституции РФ).

Ст.6, п.9, Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года N 2116-1 законодательным (представительным) органам субъектов РФ было предоставлено право помимо льгот, предусмотренных данной статьей, устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, подлежащих зачислению в их бюджеты.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации"..." N 110-ФЗ от 6 августа 2001 года Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25 "Налог на прибыль предприятий", и одновременно с момента введения в действие данного Закона признан утратившим силу ряд нормативных актов, включая Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением установленных статьями 1, 2, 6, 9, 10 и 10.1 порядка начисления налоговой базы и порядка применения налоговых льгот, для которых установлен особый порядок утраты ими силы.

С этого момента законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций только в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ и нормативные акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с ним.

Согласно п.1 ст.284 Налогового кодекса РФ законами субъектов РФ предусмотренная данным пунктом ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 12 процентов.

Оспариваемые нормы статей 2, 9, 10, 11, 11-1, 11-2, п."д" ч.1 ст.11-3, 11-7 (второй) Закона Санкт-Петербурга вступили в противоречие со ст.284 ГПК РФ, т.к. освобождают ряд налогоплательщиков от уплаты налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, либо полностью, либо в размере большем, чем установлен данной статьей.

Пункт "а" части 1 ст.11-3, пункт "а" части 1 ст.11-5, ст.11-8 Закона, устанавливающие налоговые льготы в виде уменьшения сумм облагаемой прибыли, противоречат ст.247 ГПК РФ, которая определяет объект налогообложения по налогу на прибыль и не предоставляет право субъектам РФ его уменьшать. Статья 11-8 Закона находится в противоречии и со ст.274 НК РФ, согласно которой налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст.247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

Абзацы 2 и 3 пункта "а" части 1 ст.11-3 Закона признаются судом недействующими, как противоречащие ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" N 110-ФЗ, которым Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" признан утратившим силу.

Возражения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о том, что статьи 11-5 и 11-7 (вторая) Закона в настоящее время не действуют и не применяются, не могут быть приняты во внимание. Данные статьи в установленном порядке не отменены, решения суда, на которые ссылается заинтересованное лицо, вынесены в отношении других законов, ссылки на которые в данных статьях отсутствуют.

Удовлетворяя заявление, суд приходит к выводу, что Закон должен быть признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку признание его недействующим с 1 января 2002 года может существенно ухудшить положение предприятий-налогоплательщиков.

Доводы Комитета финансов о том, что оспариваемый Закон должен быть признан недействующим с 1 января 2004 года, суд находит неубедительными, поскольку ст.5 НК РФ определяет границы действия во времени актов законодательства о налогах и сборах и не относится к решениям суда о признании недействующим нормативного акта, противоречащего закону.

Вместе с тем суд считает, что для предприятий, организаций, для которых статьей 2 ФЗ N 110-ФЗ от 6 августа 2001 года продолжает действовать прежний порядок исчисления налоговой базы и применения налоговых льгот, действие оспариваемых норм Закона Санкт-Петербурга должно быть также сохранено на более длительный период, определенный данным Федеральным законом.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.

Признать недействующими статью 2, статьи 9 и 10 в части, касающейся налога на прибыль предприятий, статью 11 в части слов "50% налога на прибыль", часть 3 статьи 11-1 в части слов "налога на прибыль предприятий и организаций в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга", часть 2 статьи 11-2 в части слов "налог на прибыль в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга", абзацы 1, 2 и 3 пункта "а" и пункт "д" части 1 статьи 11-3, пункт "а" части 1 статьи 11-5, статьи 11-7 (вторую) и 11-8 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" с момента вступления решения суда в законную силу, с сохранением их действия для предприятий и организаций, на которые в соответствии с Федеральным законом N 110-ФЗ от 6 августа 2001 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации и налогах о сборах, а также о признании утратившими отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации" нормы Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", касающиеся порядка исчисления налоговой базы и применения налоговых льгот, продолжают действовать на более длительный срок и утрачивают силу в особом порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья
(подпись)




Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: 3-23
Принявший орган: Санкт-Петербургский городской суд
Дата принятия: 22 мая 2003

Поиск в тексте