АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2021 года Дело N А41-18771/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2021

Полный текст постановления изготовлен 04.06.2021

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Трестстройинвест" - Хрисанфова К.П. (представителя по доверенности от 12.03.2020),

от Администрации городского округа Химки Московской области - извещена, представитель не явился,

от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,

рассмотрев 01.06.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области

на постановление от 10.02.2021

Десятого арбитражного апелляционного суда

по делу N А41-18771/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трестстройинвест"

к Администрации городского округа Химки Московской области

об оспаривании действий,

третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Трестстройинвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация) с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка и приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Правилами землепользования и застройки территории г.о. Химки Московской области, об обязани выдать обществу соответствующее постановление о подтверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка для направления в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.

В качестве третьего лица в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Московской области от 17.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 решение суда отменено, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, недоказанность обстоятельств, которые апелляционный суд признал установленными, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.

Администрация и министерство, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба администрации рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

Арбитражные суды установили, что 02.12.2010 между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка за N ЮА-166 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:060205:166 общей площадью 3 317 кв. м. по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, на пересечении улиц Ленинградская и Горная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса.

Определением Арбитражного суда Московской области от 16.08.2019 по делу N А41-46991/2019 утверждено мировое соглашение, по условиям которого общество как арендатор приняло на себя следующие обязательства:

- проектирование и строительство автомобильных парковочных мест в количестве 21 парковочного места, три из которых - для автомобилей маломобильных групп населения по адресу: Московская область, г. о. Химки, мкр. Сходня, ул. Некрасова (напротив Никольского Храма Матроны Московской). Проектирование и строительство данных автомобильных парковочных мест пункте должно быть завершено обществом не позднее трех месяцев с даты получения разрешения на строительство здания автомойки с мини-кафе общей площадью 670, 7 кв. м. на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060205:166 общей площадью 3317 кв. м. (пункт 2.4.1 мирового соглашения);

- проектирование и строительство автомобильных парковочных мест в количестве семи парковочных мест, одно из которых - для автомобилей маломобильных групп населения по адресу: Московская область, г. о. Химки, мкр. Планерная, строение 1 (напротив Никольского Храма). Проектирование и строительство этих автомобильных парковочных мест должно быть завершено обществом не позднее трех месяцев с даты завершения проектирования и строительства парковочных мест, указанных в пункте 2.4.1 настоящего мирового соглашения, но в любом случае не позднее шести месяцев с даты получения разрешения на строительство здания автомойки с мини-кафе общей площадью 670, 7 кв. м. на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060205:166 общей площадью 3317 кв. м. (пункт 2.4.2 мирового соглашения).

В соответствии с пунктом 2.5 соглашения администрация и общество приняли обязательства заключить в будущем инвестиционное соглашение, предметом которого будет являться проектирование и строительство объектов, сопутствующей инфраструктуры и благоустройства в соответствии с требованиями проектной документации действующей на момент заключения данного инвестиционного соглашения в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060205:166.

Во исполнение этого пункта 06.11.2019 между администрацией и обществом было заключено соглашение N 744 о реализации проекта по строительству здания автомойки с мини-кафе с сопутствующей инфраструктурой.

В целях реализации инвестиционного соглашения общество обратилось в администрацию по изменению вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования "для строительства и эксплуатации многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса" на вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса".

Администрация 24.12.2019 отказала обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Не согласившись с администрацией, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции счел, что его удовлетворение подменяло бы собой установленную законом процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Принимая постановление об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявления общества, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общество реализовало все возможные в данном случае государственные услуги и имело право на испрашиваемое изменение вида разрешенного использования данного земельного участка.

Как указал апелляционный суд, что к рассматриваемой правовой ситуации подлежит применению утвержденный распоряжением министерства от 26.12.2018 N 15ВР-1814 Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". Этим регламентом для общества как арендатора упомянутого земельного участка на портале государственных услуг предусмотрено предоставление всего двух государственных услуг по вопросу изменения вида разрешенного использования, а именно: государственная услуга "предоставление земельных участков без проведения торгов" с целью "внесения изменений в действующий договор аренды земельного участка" и государственная услуга "установление соответствия вида разрешенного использования классификатору".

При этом суд установил, что изначально общество обратилось за предоставлением правильной, применимой к нему государственной услуги в порядке соответствующего регламента (предоставление государственной услуги о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования), иного способа обращения для общества законодательством не предусмотрено, однако получило отказ.

Между тем общество, получив отказ в предоставлении второй из двух возможных государственных услуг, которые ему могут быть предоставлены, использовало все способы реализации своих прав в административном порядке.

Апелляционный суд также установил, что текущий вид разрешенного использования земельного участка не соответствует Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Химки Московской области, утвержденных решением Совета Депутатов от 27.12.2017 N 15/15.

С учетом этого апелляционный суд признал незаконными действия (бездействие) администрации по отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060205:166 и обязал администрацию изменить вид разрешенного использования данного земельного участка и привести его в соответствие с названными Правилами.

Вопреки мнению администрации, выводы суда апелляционной инстанции основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и правильном применении положений статей 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, упомянутого Административного регламента. Суд также принял во внимание Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.

Доводы кассационной жалобы администрации, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ. Оснований полагать, что апелляционным судом при рассмотрении дела не были учтены какие-либо обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.

Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А41-18771/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья Е.Е. Шевченко

Судьи В.В. Кузнецов

Р.Р. Латыпова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка