СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА

РЕШЕНИЕ

от 9 марта 2021 года Дело N 2а-1445/2021

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего Борлакова М.Р.,

при секретаре Рождественкой И.А.,

с участием

административных истцов Вахрушина С.В., Вахрушиной Н.А.,

представителя административного ответчика Ланцевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахрушина Сергея Витальевича, Вахрушиной Натальи Анатольевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей В.К., В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об оспаривании решений о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Вахрушин С.В., Вахрушина Н.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей обратились в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указали, что на основании договора купли-продажи от <дата> за счет собственных средств, кредитных средств и средств материнского капитала они приобрели в совместную собственность двухкомнатную квартиру, расположенную <адрес>.

<дата> после снятия обременения в виде ипотеки во исполнение требований п.4 ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "Дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Вахрушин С.В. и Вахрушина Н.А., действуя в том числе как законные представители несовершеннолетних детей, В.К., В.И., заключили соглашение об определении долей, по условиям которого в собственность двоих несовершеннолетних детей выделено по 1/15 доли в праве собственности каждому, остальные 3/15 доли в праве собственности на квартиру остались в совместной собственности супругов.

<дата> данное соглашение было представлено на государственную регистрацию.

<дата> Управлением Росреестра по Брянской области принято решение в форме уведомления о приостановлении государственной регистрации права на основании отсутствия нотариально удостоверенного соглашения (брачного договора) об изменении режима совместной собственности или нотариального удостоверенного соглашения об определении размеров долей в праве общей совместной собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов. При этом Управление Росреестра указало на необходимость нотариального раздела долей между супругами с выделением из них долей несовершеннолетних детей.

Административные истцы не согласны с основаниями приостановления государственной регистрации прав на домовладение, поскольку такие основания не предусмотрены ФЗ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Ссылаясь на требования ФЗ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", административные истцы просили суд признать незаконным решение (уведомление) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Брянской области о приостановке государственной регистрации прав от <дата> N...; обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Брянской области произвести государственную регистрацию прав собственности на квартиру, расположенную <адрес> на основании соглашения об определении долей от <дата>.

В судебном заседании административные истцы Вахрушин С.В., Вахрушина Н.А. поддержали заявленные требования. Суду пояснили, что оформление брачного договора (соглашения) между супругами об определении размера долей в совместном имуществе не предусмотрено требованиями специального закона, регулирующего спорные правоотношения, ФЗ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также возлагает на истцов дополнительные материальные затраты на заключение брачного договора и удостоверение его в нотариальном порядке. Просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области по доверенности Ланцева Ю.В. в судебном заседании требования административного иска не признала. Суду пояснила, что оспариваемые решения о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости и ипотеки соответствуют закону, приняты государственным регистратором в пределах предоставленных законом полномочий. Просила в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом, оспариваемые решения приняты государственным регистратором 27.11.2020 года, с административным иском в суд истцы обратились 10.12.2020 года, в пределах установленного законом срока.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от <дата> за счет собственных средств, кредитных средств и средств материнского капитала Вахрушин С.В., Вахрушина Н.А. приобрели в совместную собственность двухкомнатную квартиру, расположенную <адрес>.

<дата> после снятия обременения в виде ипотеки во исполнение требований п.4 ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "Дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Вахрушин С.В. и Вахрушина Н.А., действуя в том числе как законные представители несовершеннолетних детей, В.К., В.И., заключили соглашение об определении долей, по условиям которого в собственность двоих несовершеннолетних детей выделено по 1/15 доли в праве собственности каждому, остальные 3/15 доли в праве собственности на квартиру остались в совместной собственности супругов.

<дата> данное соглашение было представлено на государственную регистрацию.

<дата> Управлением Росреестра по Брянской области принято решение в форме уведомления о приостановлении государственной регистрации права на основании отсутствия нотариально удостоверенного соглашения (брачного договора) об изменении режима совместной собственности или нотариального удостоверенного соглашения об определении размеров долей в праве общей совместной собственности родителей и детей на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов. При этом Управление Росреестра указало на необходимость нотариального раздела долей между супругами с выделением из них долей несовершеннолетних детей.

Проверив законность и обоснованность оспариваемых уведомлений о приостановлении государственной регистрации права (перехода права), ипотеки, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, помимо прочих, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены ст. 16 Закона о регистрации.

В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 5 ст. 26).

Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (ч. 9 ст. 26).

Полномочия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области определены Разделом II пункт 7 Положения, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 30.05.2016 г., к числу которых отнесена государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

В соответствии с пп. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с последующими изменениями и дополнениями) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью 19 статьи 7.3 указанного Закона).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 256 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок приобретения жилых помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

В силу части 4 статьи 10 названного Закона жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

По смыслу приведенных норм, не являются совместно нажитым имуществом супругов только средства материнского (семейного) капитала, поэтому доли в праве на квартиру, приобретенную с их использованием, определяются исходя из равенства долей родителей и детей исключительно на средства материнского (семейного) капитала, а не на все средства, за счет которых была приобретена квартира.

Исходя из изложенного, вывод регистрирующего органа о том, что Вахрушин С.В., и Вахрушина Н.А. обязаны произвести раздел совместно нажитого имущества и изменить установленный законом режим совместной собственности на квартиру не соответствует закону.

Материалами дела подтверждено, что квартира, расположенная <адрес>, находится в общей совместной собственности Вахрушина С.В. и Вахрушиной Н.А..

Представленным на регистрацию соглашением определяются в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" доли несовершеннолетних детей в праве собственности на квартиру, исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала.

Таким образом, данных о том, что в данном случае отчуждается имеющаяся (зарегистрированная) доля в праве общей собственности на квартиру, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что административный ответчик не обоснованно приостановил государственную регистрацию права (перехода права) на объект недвижимости - квартиру, расположенную <адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцами решения (уведомления) о приостановлении государственной регистрации права (перехода права) на объекты недвижимости, приобретенный частично за счет средств материнского капитала, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем, исковые требования истцов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Вахрушина Сергея Витальевича, Вахрушиной Натальи Анатольевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей В.К., В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об оспаривании решений о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости, удовлетворить.

Признать незаконным решение (уведомление) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Брянской области о приостановке государственной регистрации прав от <дата> N....

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Брянской области произвести государственную регистрацию прав собственности на квартиру, расположенную <адрес> на основании соглашения об определении долей от <дата>.

Решение по административному делу может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Р.Борлаков

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 марта 2021 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка