АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 2020 года
Дело N А40-131146/2020

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Кузина М.М.

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело

по заявлению: ООО "Джетстар"

к ИФНС России N 25 по г.Москве

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 77252019111833100002 от 15.07.2020,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Джетстар" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России N 25 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция) N 77252019111833100002 от 15.07.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Определением от 31.07.2020 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

22.09.2020 изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ. 04.10.2020 указанная резолютивная часть была опубликована на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

07.10.2020 от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.

Таким образом, заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.

Ответчик представил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления, доказанность вины заявителя.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из заявления, постановлением N 77252019111833100003 от 15.07.2020 ООО "Джетстар" привлечено к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В обоснование заявленного требования Общество указывает на отсутствие состава административного правонарушения.

Удовлетворяя требования ООО "Джетстар", суд исходит из следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

Как следует из материалов административного дела, ООО "Джетстар" (Агент) и Компания "NIKRUS LTD" (Принципал, Кипр) заключили Агентский договор фрахтования воздушного судна N Nik-34.06 от 11.06.2018, в соответствии с которым Агент обязуется за вознаграждение совершить юридические и иные действия, связанные с поиском Клиентов, заинтересованных в заключении договора по приобретению полной вместимости воздушного судна Global 5000, вместимостью не более 19 пассажиров, для совершения рейса ("Услуги") по следующему маршруту: - Мюнхен - Лондон 13.06.2018; - Лондон - Москва 14.06.2018.

По указанному договору в Филиал Центральный ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ" присвоен УИН N 18080010/2209/0042/4/1 от 31.08.2018.

В соответствии со справкой о подтверждающих документах от 31.08.2018, поступившей из Филиала Центральный ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ" установлено, что подтверждающие документы на сумму 75 500 Евро были оформлены сторонами 15.06.2018.

Из указанного, инспекцией сделан вывод о нарушении ООО "Джетстар" сроков предоставления в уполномоченный банк документов для постановки на учет контракта.

Уведомлением о месте и времени составления протокола N 31-05/вк52 от 03.07.2020 Заявитель приглашен 09.07.2020 к 14 часам 00 минут для участия в составлении протокола об административном правонарушении.

Указанное Уведомление направлено Заявителю по телекоммуникационным каналам связи и получено обществом 06.07.2020, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа.

09.07.2020 в присутствии представителя юридического лица Якушкиной М.Г., действующей на основании доверенности б/н от 07.07.2020, был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Представителем ООО "Джетстар" была получена копия протокола об административном правонарушении, а также он был уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенном на 15.07.2020 в 12:00, о чем свидетельствует подпись представителя в соответствующей графе.

Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 15.07.2020 в присутствии представителя Якушкиной М.Г., действующей на основании доверенности б/н от 07.07.2020.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено Постановление N 77252019112196400002 о привлечении ООО "Джетстар" к административной ответственности по ч.6.2 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, органом соблюден.

Согласно п. 6.2 ст. 15.25 Кодекса нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей: на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, при осуществлении резидентами валютных операций.

Объективная сторона заключается в действиях (бездействии), повлекших представление форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций с просрочкой от одиннадцати до тридцати дней включительно.

Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, являющееся резидентом и осуществляющее валютные операции.

Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Согласно ст.25 Закона N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.7.7 пункта 5.7. Инструкции Банка России N 181-И от 16.08.2017 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - "Инструкция"), резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

Согласно подпункту 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 Инструкции, представляются резидентом в банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 Инструкции.

Инспекция полагает, что указанная обязанность исполнена обществом с нарушением установленного срока на 30 рабочих дней, что подтверждается датой присвоения 31.08.2018 УИН уполномоченным банком.

Однако, инспекцией не учтено следующее.

В соответствии с абз. 2 подпункта 8.2.2 Инструкции, в случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.

Согласно подпункту 8.1.3 пункта 8.1. Инструкции, при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов: в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые, резидентом Для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Методические рекомендации по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам (утв. Банком России 12.09.2018 N 22-МР) при практическом применении нормативного положения подпункта 8.1.3 пункта 8.1 Инструкции рекомендуют учитывать, что исходя из условий контрактов, обычаев резидент может располагать как совокупностью упомянутых видов документов, подтверждающих исполнение обязательств способом, отличным от расчетов, так и одним таким документом.

Исходя из условий пункта 1.1 договора фрахтования воздушного судна N Nik-34.06 от 11.06.2018 (далее - Контракт), заключенного с компанией "NIKRUS LTD" (Кипр), счет за рейс является Приложением к договору. Дата акта выполненных работ (отчета агента), предоставленного для согласования по Контракту, указанная в оспариваемом постановлении в качестве даты подписания подтверждающих документов, была указана ООО "Джетстар" при направлении отчета контрагенту на согласование. Именно поэтому счет на оплату денежных средств за реализованные в рамках договора авиарейсы был выставлен компанией "NIKRUS LTD" только 24.08.2018.

Отсутствие счета как документа, используемого для учета хозяйственных операций, и, кроме того, документа, предусмотренного условиями Контракта в качестве обязательного приложения, обосновано не давало оснований поставить Контракт на учет в банке, т.к. именно на основании счета N 38-08/18.JS от 24.08.2018 и осуществлялась впоследствии оплата денежных средств резидентом нерезиденту: агентское вознаграждение зависело от итоговой стоимости авиарейсов и, соответственно, без выставленного принципалом счета не могла быть осуществлена оплата за рейсы, выполненные в рамках Контракта.

Контракт был поставлен на учет 31.08.2018, то есть через пять дней после получения документа, используемого для учета хозяйственных операций, предусмотренного условиями Контракта в качестве обязательного приложения.

Таким образом, сроки, установленные пунктом 5.7.7 Инструкции, не были нарушены ООО "Джетстар".

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

На основании изложенных положений КоАП РФ, суд приходит к выводу, что инспекцией не доказано наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, а также наличие вины во вмененном административном правонарушении.