Действующий

Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июня 2019 года N 5-АПА19-37

[Об оставлении без изменения решения суда, которым удовлетворен иск об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е., при секретаре Тимохине И.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 11 февраля 2019 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Аэроприбор-Восход" об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя акционерного общества "Аэроприбор-Восход" Газитуллиной Д.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сударчиковой Л.В., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, в пункт 4317 которого включено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1092, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Ткацкая, д.19.

Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП и от 28 ноября 2017 года N 911-ПП названный выше перечень изложен в редакции, действующей с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года соответственно.

В пункты 9216, 9239, 9240, 9241, 9242, 9243, 9244, 9245 Перечня на 2017 год и в пункты 9513, 9535, 9536, 9537, 9538, 9539, 9540, 9541 Перечня на 2018 год включены здания с кадастровыми номерами: 77:03:0003017:1033, 77:03:0003017:1092, 77:03:0003017:1093, 77:03:0003017:1094, 77:03:0003017:1095, 77:03:0003017:1096, 77:03:0003017:1097, 77:03:0003017:1098.

Акционерное общество "Аэроприбор-Восход", являясь собственником указанных зданий, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании пункта 4317 Перечня на 2016 год, пунктов 9216, 9239, 9240, 9241, 9242, 9243, 9244, 9245 Перечня на 2017 год и пунктов 9513, 9535, 9536, 9537, 9538, 9539, 9540, 9541 Перечня 2018 год не действующими с момента принятия, указав в обоснование заявленных требований, что указанные выше нежилые здания не подпадают под критерии, установленные статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение их в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Решением Московского городского суда от 11 февраля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378_2).

В целях статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).

Спорные объекты недвижимости включены в соответствующие пункты Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:102, имеющим вид разрешенного использования (установленный на основании распоряжения Департамента государственного имущества г.Москвы от 5 марта 2015 года N 2922): "Деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7). Легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9). Склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)".

Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда г.Москвы от 30 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года данное распоряжение Департамента государственного имущества г.Москвы признано не действительным в части установления следующих видов разрешенного использования: "Деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7). Легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)". Кроме того, акт Госинспекции от 1 августа 2014 года N 9031064, послуживший основанием для издания распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:102, также был предметом судебной оценки Московского городского суда и вступившим в законную силу решением от 26 января 2016 года не был признан достоверным доказательством, свидетельствующим об использовании здания с кадастровым номером 77:03:0003017:1092 под размещение офисов, поскольку в ходе рассмотрения административного спора установлено, что здание составляет инфраструктуру предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта как производственного, так и вспомогательного назначения.

Таким образом, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что здания с кадастровыми номерами 77:03:0003017:1033, 77:03:0003017:1092, 77:03:0003017:1093, 77:03:0003017:1094, 77:03:0003017:1095, 77:03:0003017:1096, 77:03:0003017:1097, 77:03:0003017:1098 не соответствуют критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого: "Склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)" не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Поскольку иных оснований для включения указанных выше зданий в оспариваемые пункты перечней не установлено, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об исключении объектов недвижимости из пункта 4317 Перечня на 2016 год, пунктов 9216, 9239, 9240, 9241, 9242, 9243, 9244, 9245 Перечня на 2017 год и пунктов 9513, 9535, 9536, 9537, 9538, 9539, 9540, 9541 Перечня 2018 год.

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

Решение Московского городского суда от 11 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.

Председательствующие

Судьи



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка