Действующий

Верховный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2019 года N 5-АПГ18-145

[Об оставлении без изменения решения суда о признании не действующим с 1 января 2018 года пункта 19308 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП]

(Извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В. при секретаре Костереве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 1 октября 2018 года о признании не действующим с 1 января 2018 года пункта 19308 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ООО "Полидент плюс" Запрудиной А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.

В пункт 19308 названного Перечня на 2018 год включено здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1046, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Свободы, д.35, стр.22.

ООО "Полидент плюс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 19308 Перечня на 2018 год, указав в обоснование заявленных требований, что нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1046 не подпадает под критерии, установленные статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение его в Перечень на 2018 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Решением Московского городского суда от 1 октября 2018 года пункт 19308 Перечня признан не действующим с 1 января 2018 года.

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе ООО "Полидент плюс" в удовлетворении административных исковых требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой г.Москвы, административным истцом представлены возражения.

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры (подпункт 1 пункта 1 статьи 378_2).

В целях статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378_2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378_2).

При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.

Из материалов дела усматривается, что здание с кадастровым номером 77:08:0005003:1046, площадью 1779,3 кв.м включено в Перечень на 2018 год по фактическому использованию на основании акта Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 17 марта 2016 года N 9082068, согласно которому 100% площади помещений здания используется для размещения офисов.

Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, названный акт обследования не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку составлен с нарушением требований порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, в нём не приведены выявленные признаки размещения помещений под офисы, соответствующие пункту 3 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В то же время, как это установлено вступившим в законную силу решением суда от 15 марта 2017 года, по ранее рассмотренному административному делу о включении данного здания в Перечень на 2017 год по тем же основаниям с участием тех же лиц, нежилые помещения в здании используются основными арендаторами для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, непосредственно связанных с производством вооружения и военной техники, а не в целях делового административного или коммерческого назначения.

Кроме того, согласно представленным ООО "Полидент плюс" доказательствам целевое использования здания в 2018 году фактически не изменилось так на начало налогового периода - 1 января 2018 года ООО "Полидент плюс" передало в аренду АО "НПП "Проект-техника" - 1590 кв.м, ООО "САС" - 68,5 кв.м, АО "РАДОН" - 17,4 кв.м, АО "КРТ "Молния" - 5 кв.м, АО "ЦСР "Проект-техника" - 5 кв.м, АО "СПВ1" - 5 кв.м, АО "Глобальные ракетные системы" - 5 кв.м. На арендуемых площадях АО "НПП "Проект-техника" занимается научно-исследовательской деятельностью и осуществляет разработку конструкторской документации вооружения и военной техники; ООО "САС" занимается закупочной деятельностью, осуществляет хранение и складирование запасных частей к военной технике; АО "КРТ "Молния", АО "ЦСР "Проект-техника", АО "СПВ1", АО "Глобальные ракетные системы", ООО "Русгидросистемы" деятельность на площадях здания не ведут.

При таких данных выводы суда первой инстанции о неправомерности включения здания с кадастровым номером 77:08:0005003:1046 в пункт 19308 Перечня на 2018 год соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

Решение Московского городского суда от 1 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка