Действующий

Верховный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2019 года N 5-АПГ18-143

[Об оставлении без изменения решения суда о признании недействующим пункта 5469 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"]

(Извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В. при секретаре Костереве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Оптовая книга" о признании недействующим пункта 5469 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 9 октября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление открытого акционерного общества "Оптовая книга".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя открытого акционерного общества "Оптовая книга" Кондратьевой О.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций").

Постановление Правительства Москвы N 700-ПП размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года (далее - Перечень на 2016 год).

Постановление Правительства Москвы N 786-ПП размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.

По состоянию на 1 января 2016 года в пункт 5469 указанного Перечня включено здание с кадастровым номером 77:02:0003002:1122, площадью 7375,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Илимская ул., д.3А, стр.2.

Открытое акционерное общество "Оптовая книга" (далее - ОАО "Оптовая книга", общество), являясь собственником данного нежилого здания, ранее обращалось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что принадлежащее ему нежилое здание не обладает указанными в статье 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приведенным законоположениям и нарушает права общества, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Решением Московского городского суда от 20 февраля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 года, в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Оптовая книга" было отказано в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу здание, в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 28 августа 2015 года N 14562 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0003002:7" (далее также - распоряжение Департамента городского имущества г Москвы, распоряжение) отнесен к виду разрешенного использования земельного участка, позволяющему включить это здание в оспариваемый Перечень.

ОАО "Оптовая книга" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании незаконным названного выше распоряжения Департамента городского имущества г Москвы об изменении разрешенного вида использования земельного участка, на котором располагается принадлежащее ему нежилое здание.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2017 года распоряжение Департамента городского имущества г Москвы, признано недействительным. На Департамент городского имущества г Москвы возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости изменения в виды разрешенного использования названного земельного участка, исключив из него виды разрешенного использования 1.2.7 и 6.3.

Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0003002:7" от 11 июля 2018 года N 22467 установлено разрешенное использование названного земельного участка - склады (6.9).

Административный истец обратился в Московский городской суд с заявлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам.

Определением Московского городского суда от 2 августа 2018 года решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 года отменено по новым обстоятельствам.

При новом рассмотрении решением Московского городского суда от 9 октября 2018 года административное исковое заявление ОАО "Оптовая книга" удовлетворено, пункт 5469 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы N 786-ПП признан не действующим с 1 января 2016 года.

В апелляционной жалобе административный ответчик и заинтересованное лицо просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Оптовая книга", полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств дела.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ОАО "Оптовая книга" и прокуратурой города Москвы представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В пункте 3 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие административно-делового центра, которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

С 1 января 2015 года статья 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Указанные выше налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость. Одним из критериев для названных целей законодатель определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.

На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования. Предназначение здания (помещений) не учитывается.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, введен Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ).

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве до утверждения правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".

Пунктом 3.2 указанного постановления в редакции 2011 года, действовавшей на момент включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу, в Перечень, предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).

Методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);

- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Оптовая книга" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0003002:1122, общей площадью 7375,9 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Илимская ул., д.3А, стр.2.

Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0003002:1122, площадь которого превышает 3000 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0003002:7, предоставленном административному истцу в долгосрочное пользование на условиях аренды по договору аренды земель в г.Москве от 22 июня 2005 года N М-02-00258, в силу которого указанный земельный участок предоставлен для эксплуатации существующих зданий с целью хранения, экспедирования и реализации печатной продукции и товаров народного потребления.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок подлежит использованию в целях эксплуатации под административный и складской корпуса.

В соответствии с пунктом 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2014 года N 683-ПП, к полномочиям Департамента отнесено принятие решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования.

Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 25 августа 2015 года N 14562 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0003002:7" вид разрешенного использования земельного участка установлен как деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).

Установление в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0003002:7 вида разрешенного использования, предусмотренного пунктом 1.2.7 Методических указаний, как следует из письменных материалов дела и объяснений представителя административного ответчика, послужило основанием для включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый Перечень на 2016 год, то есть оно было включено по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2017 года по делу N А40-77624/17 указанное выше распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы признано недействительным и на уполномоченный орган была возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости изменения в виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0003002:7, исключив из него виды разрешенного использования 1.2.7 и 6.3.

Таким образом, названое выше распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы являлось незаконным на момент его принятия, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на момент наступления налогового периода 2016 года, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, не предусматривал размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и потому указанное здание не могло быть включено в оспариваемый Перечень.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанное выше постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступило в законную силу 7 ноября 2017 года и фактически исполнено после наступления налогового периода 2016 года, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оспоренное распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы фактически было признано незаконным арбитражным судом и в силу этого не подлежало применению.

Другие доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому служить поводом для отмены состоявшегося решения суда не может.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.