ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 1983 года N 4
О практике применения судами
законодательства об охране природы
(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума:
N 2 от 16 января 1986 года, N 10 от 18 апреля 1986 года и N 9 от 30 ноября 1990 года)
____________________________________________________________________
Признан не действующим на территории Российской Федерации
на основании постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 5 ноября 1998 года N 14.
____________________________________________________________________
Советское государство придает большое значение охране окружающей среды. В ст.18 Конституции СССР указано, что в интересах настоящего и будущих поколений в нашей стране принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
В последние годы приняты меры по дальнейшему совершенствованию правоохранительного законодательства. Одним из важных средств, обеспечивающих его выполнение, является правильное рассмотрение судами дел о загрязнении водоемов и воздуха, порче земли, незаконной порубке леса, его уничтожении или существенном повреждении, незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, возмещении материального ущерба, причиненного указанными противоправными действиями.
Пленум Верховного Суда СССР, обсудив вопросы о выполнении судами законов об охране природы, а также соответствующих руководящих разъяснений Пленума, отмечает, что суды в основном правильно разрешают дела данной категории. Вместе с тем в их деятельности еще имеются существенные ошибки и недостатки: не всегда выявляются и привлекаются к ответственности все лица, в частности организаторы, подстрекатели и пособники, виновные в совершении таких преступлений; допускаются послабления в наказании виновных; несмотря на наличие оснований, не решается вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Неправильное исчисление размера ущерба, причиненного указанными правонарушениями, приводит к ошибочной квалификации преступных действий, неполному его возмещению. Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в ряде случаев не привлекаются соответствующие специалисты.
Некоторые суды не придают должного значения выявлению и устранению причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства об охране природы, не используют такую важную форму профилактики, как выездные заседания.
Пленум Верховного Суда СССР
постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что строгое выполнение законодательства об охране земли, ее недр, лесов и вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха, бережное, рациональное использование природных ресурсов является одной из важнейших государственных задач, от решения которой зависит здоровье и благосостояние людей, а также успешное выполнение планов экономического и социального развития. В связи с этим судам необходимо всемерно совершенствовать свою деятельность, устранить имеющиеся недостатки при разрешении конкретных гражданских и уголовных дел, усилить предупредительно-воспитательное воздействие судебных процессов.
2. Судам надлежит полно и всесторонне исследовать обстоятельства каждого дела, обращая особое внимание на то, чтобы все лица, виновные в нарушении правил охраны природы, были привлечены к ответственности, установленной законодательством.
В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, судам следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других специалистов.
3. Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам надлежит принимать меры к выявлению лиц, приобретавших или сбывавших заведомо добытое преступным путем (рыбу, мясо диких животных, птицу, древесину и т.п.), и в зависимости от конкретных обстоятельств решать вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.208 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, либо о применении иных мер воздействия.
Судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества.
4. Разъяснить судам, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших или могущих причинить вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству или рыбным запасам, а равно загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства надлежит квалифицировать соответственно по части 1 или части 2 ст.2 ст.223 УК РСФСР и соответствующим статьями УК других союзных республик.
К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные, так и иные лица безотносительно к тому, совершены ли такие действия умышленно или по неосторожности.
Загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать, при наличии к тому оснований, как нарушение правил охраны труда.
5. Если ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов без очистных сооружений и устройств допущен в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам (например, когда это привело к запрещению или временному приостановлению эксплуатации объекта, повлекших срыв выпуска продукции), действия виновных должностных лиц следует квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за указанные преступления, а в случаях, когда это повлекло загрязнение или засорение вод либо загрязнение атмосферного воздуха, - также и по ст.223 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
6. Разъяснить судам, что ответственность за действия, предусмотренные ст.223 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, наступает в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в водоемах, водных источниках и атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух, где это предусмотрено законодательством союзных республик, превышают установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству, рыбным запасам, животному и растительному миру.
Под причинением существенного вреда здоровью людей, являющимся квалифицирующим признаком ч.2 ст.223 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, следует понимать заболевания людей, опасные для жизни или соединенные со стойкой утратой трудоспособности или длительным расстройством здоровья.
6_1. Судам надлежит иметь в виду, что ответственность по ч.1 ст.223_1 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик наступает за сам факт незаконного сброса в море в целях захоронения веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо других отходов и материалов, которые могут нанести ущерб зонам отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря.
Под незаконным сбросом указанных веществ следует понимать их умышленное затопление вопреки требованиям Правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей (утверждены Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР совместно с Министерством здравоохранения СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 12 апреля 1984 года) и Правил выдачи разрешений на сброс в целях захоронения в море отходов и других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места, времени и метода сброса (утверждены Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 26 января 1983 года). Перечень веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормы предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях, а также перечень отходов и других материалов, сброс которых в море в целях захоронения запрещен или допускается по специальному разрешению, установлены в приложениях к названным Правилам.
Незаконный сброс указанных выше веществ как с целью их захоронения, так и без таковой, повлекший загрязнение морской среды, то есть ухудшение физико-химических и биологических свойств морской воды свыше предельно допустимых норм, в зависимости от наступивших последствий влечет ответственность виновных лиц по ч.2 или ч.3 ст.223_1 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик.
Ответственность за деяния, предусмотренные ст.223_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, совершенные во внутренних морских и территориальных водах СССР, могут нести виновные лица из числа членов команд как советских, так и иностранных судов и иных плавучих средств, воздушных судов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций.
6_2. Разъяснить судам, что в случаях нарушения правил применения ядохимикатов для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшего тяжкие последствия, виновные лица несут ответственность по ст.161 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если такие действия не образуют состава должностного преступления, а также преступлений против жизни и здоровья граждан.
К тяжким последствиям, предусмотренным ст.161 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует относить, в частности, уничтожение или повреждение (до степени прекращения роста) леса, гибель диких животных, птиц, других объектов природы.
7. По смыслу ст.230 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик под природными объектами, взятыми под охрану государства, понимаются предусмотренные "Типовым положением о государственных памятниках природы", утвержденным постановлением Госплана СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике от 27 апреля 1981 года N 77/106, такие природные объекты, которые представляют собой небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, водопады, пещеры, минеральные источники и т.п.), а также природные объекты искусственного происхождения (старинные аллеи, парки, пруды и т.п.), которые решениями соответствующих органов отнесены к государственным памятникам природы.
8. Учитывая, что по смыслу ст.50 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик порубка является одним из способов уничтожения или повреждения деревьев и кустарников, действия лиц, виновных в незаконной порубке защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд (например, в городах и других населенных пунктах, на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов), надлежит квалифицировать по ст.169 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
Должностные лица, по распоряжению которых произведена незаконная порубка леса сверх количества, указанного в лесорубочном билете (ордере), при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах, при наличии оснований, указанных в законе, несут ответственность по ст.169 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
8_1. Должностные лица, в результате действий или бездействия которых произошла порча земли, загрязнение ее производственными и иными отходами или сточными водами, отвечают по соответствующим статьям УК союзных республик за нарушение природоохранительного законодательства. Если уголовным законодательством не предусмотрена специальная ответственность за порчу или загрязнение земли, но в содеянном имеются признаки должностного преступления, то указанные лица отвечают за халатность либо иное должностное преступление.
9. Под производством рыбного, звериного и других водных добывающих промыслов, ответственность за которые предусмотрена ст.163 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует понимать лов рыбы и добычу водных животных с нарушением установленных законодательством правил, то есть ведение промысла без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах или недозволенными орудиями, способами и приемами. По указанной статье следует квалифицировать и действия лиц, которые имели разрешение на промысловую добычу рыбы и водных животных, но производили ее в запрещенное время либо в недозволенных местах. При этом к рыбному промыслу надлежит относить и лов рыбы лососевых и осетровых пород с целью заготовки икры.
Судам следует иметь в виду, что перечень ценных пород рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных, незаконный промысел которых влечет ответственность по ст.163 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, содержится в постановлении Совета Министров СССР от 25 октября 1974 года N 833 "Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах СССР", а также в соответствующих постановлениях Совета Министров союзных республик.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.163 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует считать оконченным с момента начала незаконного промысла, независимо от того, были ли фактически добыты рыба или водные животные.
Если при незаконном промысле использовалось орудие, специально предназначенное для лова ценных пород рыб, действия виновного должны рассматриваться как покушение на совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.163 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, а при наступлении последствий, указанных в данной статье, - как оконченное преступление.
10. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках и вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение государственного или общественного имущества.
10_1. По спорам о возмещении ущерба, причиненного незаконным выловом рыбы, выращиваемой колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями, а также гражданами, надлежащими истцами являются указанные предприятия, организации или граждане, а не органы инспекции рыбоохраны.
11. Уголовная ответственность по ч.1 ст.166 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в тех случаях, когда не истек годичный срок со дня окончания исполнения административного взыскания за первое правонарушение. Материалы о первом правонарушении подлежат исследованию судом, о чем должно быть указано в приговоре.
12. В случаях применения при незаконной охоте катеров, моторных лодок, вертолетов и других механических транспортных средств ответственность должна наступать по ч.2 ст.166 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
Под применением транспортных средств при незаконной охоте следует понимать использование этих средств непосредственно в процессе охоты, в частности, при выслеживании, загоне, преследовании зверей и птиц.
13. Действия лиц, которые добыли (отстреляли, выловили и т.п.) зверей, птиц, рыб, морских млекопитающих, водных беспозвоночных сверх количества, указанного в лицензиях и других специальных разрешениях, должны в этой части расцениваться как незаконная охота или незаконное занятие рыбным или другими водными добывающими промыслами, ответственность за которые наступает в административном либо, при наличии к тому оснований, в уголовном порядке - ст.163 или ст.166 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик.
14. Решая вопрос о том, является ли ущерб, причиненный незаконным рыбным и другими водными добывающими промыслами, охотой и порубкой леса, крупным (существенным или значительным), судам следует исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру. К такому ущербу следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу СССР, Красную книгу соответствующей союзной республики.
15. Действия лиц, виновных в незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, незаконной порубке леса, использовавших путем обмана или злоупотребления доверием государственный или общественный транспорт, следует квалифицировать по совокупности статей УК, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства об охране природы, и по ст.94 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, либо по статье УК союзной республики, специально предусматривающей ответственность за незаконное использование такого транспорта.
Должностные лица, незаконно использовавшие в указанных целях находящийся в их распоряжении государственный или общественный транспорт, в результате чего причинен существенный вред, должны нести ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, а также по соответствующим статьям УК за нарушение законодательства об охране природы.
16. Судам надлежит учитывать, что действия работников правоохранительных органов, милиции, народных дружинников и граждан, выполняющих свой служебный или общественный долг по охране природы, направленные на пресечение общественно опасных посягательств, а также по задержанию правонарушителя в целях пресечения такого посягательства, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если ими вынужденно был причинен вред нарушителю, т.к. в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик эти действия должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны.
17. Суды должны иметь в виду, что действия лиц, виновных в посягательстве на жизнь и здоровье работников органов охраны природы, а также общественных инспекторов этих служб и граждан, выполняющих свой общественный долг, подлежат квалификации по соответствующим статьям УК союзных республик, предусматривающим ответственность за эти деяния (ст.ст.102, 108, 109 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).
За угрозу этим лицам или совершение в отношении их насильственных действий в связи с участием в предупреждении, пресечении преступлений или правонарушений виновные несут ответственность по ст.193 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
Лица, оказавшие сопротивление или посягавшие на жизнь работников органов охраны природы, являющихся одновременно и народными дружинниками, работников милиции, народных дружинников при исполнении ими обязанностей по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, подлежат ответственности по ст.ст.191_1 и 191_2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
Оскорбление работников милиции, народных дружинников при указанных обстоятельствах образует состав преступления, предусмотренный ст.192_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.
18. В случаях, когда должностное лицо предприятия, учреждения, организации отдает подчиненным по службе работникам незаконное распоряжение, выполнение которого связано с нарушением законодательства об охране природы, действия такого должностного лица следует квалифицировать по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за указанные деяния, а при наличии к тому оснований - и за должностное преступление. При этом ответственность лиц, которые, выполняя распоряжение, непосредственно совершили действия, посягающие на природу, наступает лишь в случаях, когда они сознавали незаконный характер отданного распоряжения и не приняли зависящих от них мер к предотвращению наступившего вреда.
19. Если должностные лица органов охраны природы вступают в преступные сделки с браконьерами, способствуя им в совершении преступления, или сами совершают такие преступления, как незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконная охота, незаконная порубка леса, они должны нести ответственность за нарушение законодательства об охране природы и соответствующее должностное преступление.
20. Исходя из требования ст.32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, суды должны применять строгие меры наказания в отношении организаторов и активных участников преступных групп, а также лиц, неоднократно совершивших преступления, связанные с нарушением законодательства об охране природы. Вместе с тем в отношении граждан, признанных виновными в совершении менее опасных преступлений и способных исправиться без изоляции от общества, следует применять штраф и другие виды наказания, не связанные с лишением свободы.
При рассмотрении дел о незаконном занятии рыбным промыслом судам следует иметь в виду, что наличие квалифицирующих признаков состава преступления (вылов ценных пород рыб, повторность совершения преступления) не исключает применения в необходимых случаях ч.2 ст.7 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. При обсуждении вопроса о малозначительности деяния необходимо учитывать количество, объем, стоимость выловленной рыбы, а также орудия, способы и приемы незаконного лова.
В тех случаях, когда нарушения законодательства об охране природы совершены лицом с использованием занимаемой должности или при занятии определенной деятельностью, суды, применяя к виновным предусмотренные законом меры уголовного наказания, должны обсуждать вопрос о лишении их в соответствии со ст.26 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
20_1. Решая вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания на основании ст.43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик по мотиву, что деяние, содержащее признаки преступления, не представляет большой общественной опасности, необходимо учитывать экологическую ценность продукции незаконных рыбных промыслов, охоты, порубки леса, количество и размеры добытого и его стоимость.