Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 1971 года N 8


О практике назначения судами видов
исправительно-трудовых учреждений лицам,
осужденным к лишению свободы

(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума:
N 8 от 30 марта 1973 года, N 12 от 21 сентября 1977 года,
N 6 от 6 сентября 1979 года, N 7 от 26 апреля 1984 года,
N 5 от 16 января 1986 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации  
в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 14

____________________________________________________________________

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды в основном правильно, в соответствии с требованиями ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, назначают отбывание наказания лицам, осужденным к лишению свободы в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного, строгого и особого режима или в тюрьме, а несовершеннолетним - в воспитательно-трудовых колониях общего или усиленного режима.

Вместе с тем при назначении осужденным вида колонии суды иногда допускают ошибки, которые приводят к нарушению установленного законом порядка раздельного содержания осужденных к лишению свободы в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и их личности.

Наиболее часто такие ошибки допускаются судами при использовании представленного им законом (ч.7 ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) права назначать отбывание лишения свободы осужденным, не признанным особо опасными рецидивистами, в исправительно-трудовых колониях любого вида, кроме колоний особого режима, а осужденным несовершеннолетним мужского пола - в воспитательно-трудовых колониях общего режима вместо колоний усиленного режима.

Назначая осужденным к лишению свободы вид колонии с менее строгим или более строгим режимом, чем тот, который может быть назначен исходя из общих правил, установленных законом, суды вопреки требованиям закона во многих случаях не мотивируют принятые ими решения или указывают в приговоре такие мотивы, которые не могут являться основанием для назначения колонии иного режима.

Нет единства в практике назначения судами вида колонии осужденным, ранее отбывавшим наказание в местах лишения свободы, судимость которых погашена или снята в установленном законом порядке, и ранее отбывавшим лишение свободы в воспитательно-трудовой колонии, а равно условно освобожденным из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду и вновь осужденным к лишению свободы.

Некоторые суды, назначая несовершеннолетним лишение свободы в воспитательно-трудовой колонии общего или усиленного режима, указывают в приговорах также и вид исправительно-трудовой колонии, в которой они должны отбывать наказание по достижении восемнадцатилетнего возраста, что не основано на законе.

Иногда суды недостаточно тщательно выясняют данные о личности подсудимого, о наличии или отсутствии у него в прошлом судимости, об отбывании им ранее наказания в местах лишения свободы, что имеет важное значение для правильного назначения вида колонии.

Кассационные и надзорные инстанции не всегда обращают внимание на эти и иные нарушения, допускаемые судами первой инстанции, а иногда сами без достаточных оснований отменяют или изменяют приговоры судов в части назначения вида колонии.

В целях устранения отмеченных недостатков и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие руководящие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что установленный ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок назначения судами вида исправительно-трудового учреждения осужденным к лишению свободы направлен на улучшение работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также на предупреждение совершения новых преступлений и значительно повышает роль и ответственность суда в этом важном деле.

2. Назначая вид исправительно-трудового учреждения, в котором должен отбывать наказание осужденный, суд обязан руководствоваться ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

  

   В соответствии  с  ч.7  ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик суд вправе назначать отбывание лишения свободы  осужденным впервые за преступления, совершенные по неосторожности,  а также за  умышленные  преступления,  указанные  в абзаце  третьем  ч.4 этой статьи, в исправительно-трудовых колониях общего режима; другим осужденным к лишению свободы, но не признанным особо  опасными рецидивистами,  - в исправительно-трудовых колониях любого вида (кроме колоний особого режима  и  колоний-поселений),  а осужденным несовершеннолетним мужского пола - в воспитательно-трудовых колониях общего режима вместо колоний усиленного режима. При  этом надлежит учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления,   личность виновного,  а  также  иные обстоятельства,  в том числе длительность времени,  истекшего  с  момента  отбытия  наказания  по  предыдущему приговору,  и  срок  нахождения  в местах лишения свободы.  Назначая осужденным вид колонии с менее строгим или  более  строгим  режимом, суд обязан указать в приговоре мотивы принятого решения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что несовершеннолетним мужского пола, впервые осужденным к лишению свободы, суд не вправе назначить отбывание лишения свободы в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима вместо колонии общего режима.

3. При осуждении к лишению свободы за два и более преступления, а также при назначении наказания по нескольким приговорам суд должен назначить вид колонии либо отбывание всего срока наказания или части его в тюрьме не за каждое преступление отдельно, а лишь при определении окончательной меры наказания по совокупности преступлений или при назначении наказания по нескольким приговорам.

Лицу, осужденному за совершение нескольких преступлений, в том числе одного тяжкого, за которое назначено наказание, не связанное с лишением свободы, не может быть назначено отбывание наказания в колонии усиленного режима.

Если лицо, признанное ранее особо опасным рецидивистом, после отбывания наказания, но до погашения или снятия судимости совершило новое преступление и осуждено к лишению свободы, то оно должно отбывать наказание в исправительно-трудовой колонии особого режима.

Осужденным за совокупность преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности, суд вправе назначить колонию-поселение для лиц, совершивших преступление по неосторожности, лишь в том случае, когда за умышленное преступление назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

4. При осуждении к лишению свободы несовершеннолетнего суд, в соответствии с действующим законодательством, назначает отбывание наказания в воспитательно-трудовой колонии, не предрешая вопроса о виде колонии, в которую он должен быть переведен для дальнейшего отбывания наказания по достижению совершеннолетия.

В соответствии с законом осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, как правило, остаются в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока отбытия наказания, но не более чем до достижения ими двадцатилетнего возраста. Суд при решении вопроса о целесообразности перевода осужденного из воспитательно-трудовой колонии в исправительно-трудовую колонию должен учитывать данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания в исправительно-трудовой колонии и его влиянии на содержащихся в этой колонии других несовершеннолетних. Перевод таких осужденных осуществляется судом в порядке, установленном ст. 18 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. В случае такого перевода осужденные впервые за преступление, совершенное по неосторожности, направляются для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение для лиц, совершивших преступление по неосторожности.

Вопрос о переводе в исправительно-трудовую колонию осужденного, достигшего восемнадцатилетнего возраста, разрешается определением суда по месту отбывания осужденным наказания с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного, с соблюдением процессуальных правил, предусмотренных ст.ст.364 и 369 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик.

5. В тех случаях, когда особо опасные рецидивисты или лица, совершившие по достижении восемнадцатилетнего возраста особо опасные государственные преступления, независимо от назначенного им срока лишения свободы, либо другие тяжкие преступления, при осуждении за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет, приговариваются к отбытию части назначенного им срока лишения свободы в тюрьме, в приговоре суда надлежит указывать, что после отбытия этой части срока наказания осужденные оставшийся срок лишения свободы должны отбывать: особо опасные рецидивисты - в колонии особого режима; осужденные за совершение тяжких преступлений - в колонии усиленного режима; осужденные за особо опасные государственные преступления или ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, но не признанные особо опасными рецидивистами - в колонии строгого режима.

6. Разъяснить судам, что в соответствии с ч.4 ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик под ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы следует понимать лиц, которые за совершенное в прошлом преступление были осуждены к наказанию в виде лишения свободы и отбывали это наказание в тюрьме, исправительно-трудовой колонии или в воспитательно-трудовой колонии, независимо от снятия или погашения судимости к моменту вынесения приговора за вновь совершенное преступление.

К лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, должны относиться:

условно освобожденные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду;

условно осужденные к лишению свободы, которые по основаниям, изложенным в чч.3 и 4 ст.38 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, были направлены для отбывания лишения свободы в исправительно-трудовую колонию;

условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, которые по основаниям, изложенным в ч.4 ст.23_2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, были направлены для отбывания лишения свободы в исправительно-трудовую колонию;

осужденные к лишению свободы, которые по вступлении приговора в законную силу отбывали это наказание в следственном изоляторе и были условно освобождены с обязательным привлечением к труду.

Не могут рассматриваться как ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы:

а) осуждавшиеся к исправительным работам без лишения свободы, которым по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.25 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, исправительные работы заменены лишением свободы;

б) условно осуждавшиеся к лишению свободы, а также лица, к которым за совершенное преступление в соответствии со ст.29 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик суд вместо лишения свободы применил направление в дисциплинарный батальон;

в) лица, находившиеся в местах лишения свободы по приговору суда до рассмотрения дела в кассационном или надзорном порядке, если этими судебными инстанциями в отношении их приговор отменен с прекращением дела либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение;

г) осуждавшиеся к лишению свободы, но фактически не отбывавшие наказание в связи с отсрочкой исполнения приговора к лишению свободы, если по истечении срока отсрочки судом вынесено определение об освобождении от наказания, в связи с применением к ним амнистии, освобождением от отбывания наказания в порядке помилования, неприведением в исполнение приговора в случаях истечения установленных законом сроков давности (ст.42 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик).

д) условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, если назначенный срок наказания ими отбыт полностью по месту работы, определенному органами, ведающими исполнением приговора, либо к ним было применено условно-досрочное освобождение от наказания.

е) лица, ранее осуждавшиеся к лишению свободы в пределах срока нахождения их под стражей в качестве меры пресечения, поскольку они не отбывали наказание в исправительно-трудовых учреждениях.

ж) лица, отбывающие лишение свободы, в случае осуждения их за преступления, совершенные до вынесения приговора, в соответствии с которым они впервые отбывают лишение свободы.

7. Обратить внимание судов, что в соответствии со ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, при повторном их осуждении к лишению свободы должно назначаться отбывание наказания: мужчинам, достигшим восемнадцатилетнего возраста к моменту вынесения приговора, - в исправительно-трудовой колонии строгого режима, а несовершеннолетним мужского пола - в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима.

Имея в виду, что в силу ч.7 ст.23 тех же Основ осужденным, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, при наличии к тому оснований может быть назначен вид колонии с менее строгим режимом, судам надлежит особо внимательно подходить к решению вопроса о назначении вида колонии осужденным, прошлая судимость с которых снята или погашена в установленном законом порядке, а также к лицам, ранее отбывавшим в несовершеннолетнем возрасте лишение свободы в воспитательно-трудовых колониях.

Лица, осужденные за неосторожное преступление к исправительным работам (ранее не осуждавшиеся к лишению свободы), которым в соответствии с ч.2 ст.25 Основ уголовного законодательства исправительные работы заменены лишением свободы, подлежат направлению в колонию-поселение для лиц, совершивших преступление по неосторожности.

7а. При назначении вида исправительно-трудовой колонии лицам, осужденным к лишению свободы за преступление, совершенное ими до 1 сентября 1972 года, суд должен руководствоваться ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1972 года.

В таком же порядке должен решаться вопрос о назначении вида исправительно-трудовой колонии лицам, осужденным до 1 сентября 1972 года к лишению свободы с применением ст.23_2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, если такие лица по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.23_2 тех же Основ, после 1 сентября 1972 года по определению суда направляются в места лишения свободы для отбывания наказания.

Лицам, осужденным к лишению свободы по приговору суда до 1 сентября 1972 года и условно освобожденным из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, в случаях возвращения их в места лишения свободы за систематическое или злостное нарушение установленных законом правил поведения, суд при вынесении определения указывает тот вид исправительно-трудовой колонии, который был назначен таким лицам по приговору суда.

8. Суды должны предъявлять необходимую требовательность к органам дознания и предварительного следствия о наиболее полном установлении данных, которые могут явиться основанием для назначения осужденному исправительно-трудовой колонии соответствующего режима, тщательном выяснении всех сведений о личности подсудимого, а если он имеет судимость, то и о характере совершенного им в прошлом преступления, об отбывании им ранее наказания в местах лишения свободы.

9. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов необходимо усилить надзор за законностью и обоснованностью назначения нижестоящими судами вида исправительно-трудового учреждения лицам, осужденным к лишению свободы, своевременно исправляя допущенные ошибки.

Особо обращать внимание на обоснованность назначения судами вида колонии с более строгим или менее строгим режимом, имея в виду, что отсутствие в приговоре мотивов, послуживших основанием для принятия судом такого решения, должно рассматриваться как существенное нарушение ч.7 ст.23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

В случае необоснованного назначения осужденному вида колонии с более строгим режимом вышестоящий суд, рассматривая дело в кассационном порядке или в порядке надзора, вправе назначить осужденному отбывание наказания в колонии с менее строгим режимом.

Если осужденному неправильно назначен вид колонии с менее строгим режимом, кассационная инстанция по кассационному протесту прокурора или жалобе потерпевшего, а равно надзорная инстанция в течение года при наличии соответствующего протеста отменяет приговор в этой части и применительно к правилам ст.ст.368 и 369 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик дело направляет на новое рассмотрение для назначения вида колонии.

Если в приговоре не назначен вид колонии, кассационная или надзорная инстанция частным определением указывает суду на допущенное нарушение закона и на необходимость назначения вида колонии. В этом случае назначение вида колонии должно производиться судом, постановившим приговор, по правилам ст.ст.368 и 369 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик.

10. Рекомендовать Верховным судам союзных республик принятые по данному вопросу постановления пленумов Верховных судов союзных республик привести в соответствие с настоящим постановлением.

11. В связи с изданием настоящего постановления считать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда СССР N 4 от 19 июня 1961 года "О порядке определения судами вида исправительно-трудовой колонии лицам, осужденным к лишению свободы" и N 10 от 31 июля 1962 года "О судебной практике по определению вида исправительно-трудовой колонии лицам, осужденным к лишению свободы".


Текст документа сверен по:
"Сб. Постановлений Пленумов
Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ)
по уголовным делам",
М., 1997 год