ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 1965 года N 1
О практике передачи судами дел и материалов
на рассмотрение товарищеских судов
-------------------------------------------------------------------
Текст документа с изменениями, внесенными:
от 21 сентября 1977 года, 26 апреля 1984 года.
-------------------------------------------------------------------
Обсудив состояние работы судов по передаче дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов, Пленум Верховного Суда СССР находит практику судов в основном правильной. Деятельность судов осуществляется в соответствии с уголовным и гражданским законодательством и законодательством о судопроизводстве, Положениями о товарищеских судах, в также принятыми в последнее время указами Президиумов Верховных Советов союзных республик, расширившими перечень правонарушений, материалы о которых могут рассматриваться товарищескими судами.
Изучение практики передачи дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов показало, что расширение прав активизировало деятельность товарищеских судов в борьбе с правонарушениями, повысило их роль в деле воспитания граждан в духе уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, в охране законных интересов трудящихся. В соответствии с задачами дальнейшего расширения участия общественности в борьбе с правонарушениями и антиобщественными проступками суды оказывают необходимую правовую помощь товарищеским судам, содействуя правильной организации их работы.
Наряду с этим Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды еще недостаточно используют предоставленное им право передавать на рассмотрение товарищеских судов дела о совершенных лицами деяниях, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и материалы об административных проступках и гражданско-правовых спорах, недооценивая тем самым воспитательное значение общественного воздействия.
В то же время при передаче дел и материалов в товарищеские суды не всегда правильно оценивается характер совершенного деяния и личность нарушителя. В товарищеские суды иногда направляются дела и материалы, не относящиеся к их компетенции либо по характеру правонарушения и данным о личности нарушителя требующие применения мер уголовного наказания или административного взыскания.
Не разъясняется в предусмотренных законом случаях право обжалования принятого судьей или судом решения о направлении дела, материала или заявления на рассмотрение товарищеского суда, которые иногда направляются до истечения срока на подачу жалобы.
Во многих судах не ведется надлежащего учета направленных в товарищеские суды дел и материалов, а также отсутствуют данные о результатах их рассмотрения.
В ряде случаев народные судьи выдают исполнительные листы лишь по копиям решений товарищеских судов без изучения материалов дела, не реагируют на выявленные нарушения закона.
Все еще недостаточно привлекаются к работе по оказанию помощи товарищеским судам народные заседатели.
Суды редко ставят перед исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, профсоюзными комитетами предприятий, учреждений, организаций, осуществляющими руководство товарищескими судами, а также перед вышестоящими органами вопросы об улучшении деятельности товарищеских судов.
Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и окружные суды редко обобщают практику передачи дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов, недостаточно оказывают помощь народным судам в улучшении организации их работы, слабо распространяют положительный опыт.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что их деятельность по передаче на рассмотрение товарищеских судов дел о деяниях, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и других правонарушениях должна способствовать эффективной борьбе с правонарушениями, дальнейшему укреплению правопорядка. В соответствии с этим оказание систематической правовой помощи товарищеским судам необходимо рассматривать как важнейшую задачу судов, составную часть их работы.
Суды должны поддерживать постоянную связь с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и профсоюзными органами, ставить перед ними вопросы, вытекающие из деятельности товарищеских судов, содействовать устранению недостатков в их работе (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 г.).
2. При передаче на рассмотрение товарищеских судов дел, заявлений и материалов суды должны строго руководствоваться соответствующими нормами Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, УК и УПК союзных республик, Положениями о товарищеских судах, всесторонне оценивать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, обсуждать вопрос о возможности исправления его с помощью мер общественного воздействия, применяемых товарищескими судами (в ред. постановления Пленума N 9 от 21 сентября 1977 года).
3. Прекращая уголовное дело в порядке ст.7 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик в связи с передачей его в товарищеский суд, суды должны соблюдать требования ст.51 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, а также иных законодательных актов, которыми предусмотрена возможность рассмотрения дел товарищескими судами.
В случае прекращения дела в товарищеский суд направляется все дело, а если по делу привлечено несколько обвиняемых и оно прекращено только в отношении некоторых из них, то выделяется материал, касающийся этих лиц, и направляется вместе с копией определения суда в товарищеский суд.
4. Прекращая дело о деянии, содержащем признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, с передачей его в товарищеский суд, суд выносит об этом определение. Передавая в товарищеский суд материалы об административных правонарушениях, судья выносит мотивированное постановление, а по гражданско-правовым спорам - определение. При этом в товарищеский суд направляются все документы, относящиеся к совершенному правонарушению или гражданско-правовому спору (в ред. постановлений Пленума N 9 от 21 сентября 1977 года и N 7 от 26 апреля 1984 года).
5. Суд или судья при направлении дела, материала или заявления в товарищеский суд не вправе предрешать выводы, к которым может прийти товарищеский суд в результате рассмотрения дела.
6. Если товарищеский суд признает необходимым привлечь правонарушителя к уголовной ответственности и направить дело в народный суд, последний должен принять его к своему производству в случаях, когда из поступивших материалов усматриваются признаки преступления, по которому не требуется проведение дознания или предварительного следствия.
7. Разъясняя сторонам их право обратиться за разрешением спора в товарищеский суд (ст.141 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), судья должен учитывать, что товарищеские суды могут рассматривать лишь те гражданско-правовые споры, которые предусмотрены Положениями о товарищеских судах. При этом споры о разделе имущества колхозного двора и выделе из колхозного двора, о разделе имущества между супругами могут быть переданы на рассмотрение товарищеского суда независимо от цены иска.
8. Разъяснить, что гражданско-правовые споры, которые в связи с Положениями могут рассматриваться товарищескими судами, согласно ст. 4 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик подведомственны и народным судам. В связи с этим гражданское дело, принятое народным судом к своему производству с соблюдением правил о подсудности и правильно им разрешенное, не подлежит прекращению вышестоящим судом только по тем мотивам, что оно могло быть рассмотрено в товарищеском суде.
9. Если при рассмотрении имущественного или другого гражданско-правового спора товарищеский суд придет к выводу, что дело ввиду его сложности не может быть им разрешено, и передаст его в народный суд, то последний, если дело подведомственно народному суду, должен принять такое дело к своему производству.
10. Признан утратившим силу постановлением Пленума N 9 от 21 сентября 1977 года.
11. Решая вопрос о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения товарищеского суда, народный судья обязан проверить законность и обоснованность этого решения. Признав решение не основанным на законе, народный судья отказывает в выдаче исполнительного листа и сообщает об этом соответственно исполнительному комитету Совета народных депутатов или профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации, а также товарищескому суду с указанием на допущенные при рассмотрении дела ошибки.
Постановление о выдаче исполнительного листа или об отказе в этом может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.
Если товарищескому суду компетентным органом предложено вторично рассмотреть дело, то исполнительное производство, начатое на основании первоначального решения товарищеского суда, прекращается.
В случае вынесения при вторичном рассмотрении дела иного решения удержанные на основании исполнительного листа суммы подлежат возврату по определению судьи (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 года)
12. В народных судах установить надлежащий учет направленных на рассмотрение товарищеских судов дел, материалов и заявлений, а также результатов их рассмотрения.
13. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским и окружным судам систематически изучать и обобщать практику передачи судами дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов, изучать состояние работы по оказанию помощи товарищеским судам и принимать меры к устранению имеющихся недостатков.
Текст документа сверен по:
"Сб. постановлений Пленумов
Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ)
по уголовным делам",
М., 1997 год