Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 1961 года  N 2


О судебной практике по рассмотрению дел,
возникающих в связи с незаконной выплатой
государственных пенсий*

(c изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ
от 11 сентября 1962 года N 12, от 5 июля 1965 года N 28, от 11 декабря 1968 года N 44,
от 20 декабря 1976 года N 7 и от 27 июля 1983 года N 7,
 в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 21 декабря 1993 года N 11
)
(с изменениями на 25 октября 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 6 февраля 2007 года N 8
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 10.

____________________________________________________________

________________     

* См. Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст.351) с учетом изменений и дополнений.


Для охраны прав граждан и интересов государства важное значение имеет точное и неуклонное выполнение пенсионного законодательства*.

________________     

* Постановление следует применять в части, не противоречащей действующему законодательству.


Лица, получающие пенсию, как правило, добросовестно пользуются предоставленным им правом. Однако судебная практика свидетельствует о том, что отдельные граждане добиваются незаконного назначения пенсий путем предоставления подложных документов о трудовом стаже, профессии, условиях труда и заработке.

Материалы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с нарушением порядка назначения, получения и выплаты государственных пенсий, а также о взыскании неосновательно полученных в виде пенсий денежных сумм показывают, что суды в основном правильно разрешают такие дела.

Вместе с тем при рассмотрении дел этой категории отдельные суды допускают недооценку общественной опасности незаконного получения пенсий, а также ошибки, являющиеся результатом недостаточно полного исследования обстоятельств дела и неправильной квалификации совершенных действий.

Ошибки допускаются судами и при рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного незаконной выплатой пенсий.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения действующего законодательства при рассмотрении дел, возникающих в связи с незаконной выплатой пенсий.

2. Незаконное получение отдельными лицами государственной пенсии путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) является хищением государственного имущества и поэтому такие действия должны квалифицироваться по ст. 147 УК РСФСР *.

________________

* В тексте постановления цифра "93" заменена цифрой "147", цифра "92" заменена цифрой "147_1" - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10.     

3. Заведомо незаконное назначение или выплата должностным лицом государственной пенсии в целях обращения в свою пользу полностью или частично выплаченных в виде пенсии денежных средств должны квалифицироваться по ст. 147_1 УК РСФСР.

Заведомо незаконное назначение или выплата государственной пенсии, совершенные должностным лицом за взятку, подлежат квалификации по ст.ст. 17 и 147_1 УК РСФСР и ст. 173 УК РСФСР по совокупности.

Совершение тех же действий, хотя и при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности, но с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии, надлежит рассматривать как пособничество в хищении и квалифицировать по ст.ст. 17 и 147_1 УК РСФСР.

Должностные лица, выдавшие частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственной пенсии, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных на основании этих документов денежных средств, должны нести ответственность по ст. 147 УК РСФСР и ст. 175 УК РСФСР по совокупности.

В тех случаях, когда выдача необходимых для назначения пенсии документов, содержащих заведомо неправильные сведения, совершается должностным лицом за взятку, такие действия надлежит квалифицировать по совокупности ст.ст. 17 и 147 УК РСФСР, ст.ст. 173, 175 УК РСФСР.

Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии, с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности должна квалифицироваться по ст.ст. 17, 147 и ст. 175 УК РСФСР как пособничество в хищении и должностной подлог.

Должностные лица, выдавшие в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей либо по небрежности документы о трудовом стаже и заработке, содержащие не соответствующие действительности сведения, а также допустившие по этой причине незаконное назначение и выплату пенсий, причинившие существенный вред государственным интересам, должны нести ответственность за халатность по ст. 172 УК РСФСР.

4. Незаконно выплаченная вследствие злоупотреблений со стороны получателя пенсия (например, в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия заработка или другого дохода, непредставления сведений об изменениях в составе семьи) подлежит взысканию с него в доход государства. При отсутствии злоупотреблений получателя незаконно выплаченная пенсия обратному взысканию не подлежит.

5. Солидарная материальная ответственность получателя пенсии и должностных лиц может иметь место лишь при установлении у них общего умысла, направленного на незаконное назначение и выплату пенсий.

При этом недопустимо возлагать солидарную ответственность на лиц, хотя и осужденных по одному делу, но за разнородные преступления (например, если одни осуждены за хищение, а другие - за некорыстные злоупотребления, хотя бы их действия в какой-то мере и способствовали совершению преступления).

6. При установлении недостатков в работе предприятий, учреждений и организаций по выдаче должностными лицами документов, необходимых для назначения пенсий, в частности в тех случаях, когда в документах не указываются основания для их выдачи, суды должны выносить частные определения с доведением об этом до сведения соответствующих организаций, не оставляя без реагирования ни одного случая выдачи документа, содержащего сведения, не соответствующие действительности.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"