Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 1973 года N 10


О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и
наркоманам принудительных мер медицинского характера

(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ

от 24 декабря 1985 года N 10, от 21 декабря 1993 года N 11)
(с изменениями на 25 октября 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
 от 6 февраля 2007 года N 8
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 10.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ.

- Примечание "КОДЕКС".

____________________________________________________________________     

Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды в основном правильно используют предоставленное им ст.62 УК РСФСР право наряду с назначением наказания за совершенное преступление применять к алкоголикам и наркоманам принудительное лечение, являющееся одной из действенных мер усиления борьбы с пьянством и злоупотреблением наркотическими средствами* как наиболее распространенными причинами и условиями, способствующими совершению многих преступлений.

_______________

* В тексте постановления слова "наркотические вещества" заменены словами "наркотические средства" в соответствующем падеже - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 10.     


Вместе с тем в деятельности судов по применению этой нормы закона имеются недостатки.

Некоторые суды, установив при принятии дела к своему производству, что обвиняемый имеет склонность к злоупотреблению спиртными напитками или наркотическими средствами, не требуют от органов следствия представления сведений, необходимых для решения вопроса, является ли это лицо алкоголиком или наркоманом, и сами не всегда восполняют эти упущения; недостаточно используют предоставленное им законом право по собственной инициативе применять к алкоголикам и наркоманам, осужденным за совершение преступлений, принудительные меры медицинского характера.

При назначении осужденным, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящим в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение, наказания, не связанного с лишением свободы, суды редко используют предоставленное им право по ходатайствам лиц и организаций, перечисленных в ч.5 ст.62 УК РСФСР, признавать таких осужденных ограниченно дееспособными.

В ряде случаев суды некритически относятся к имеющимся в уголовном деле данным о том, что лицо является алкоголиком или наркоманом: принимают вместо предусмотренного законом медицинского заключения справки или иные документы медицинского характера, зачастую не содержащие ответов на вопросы, является ли лицо алкоголиком или наркоманом, нуждается ли оно в лечении и не противопоказано ли ему такое лечение, в связи с чем имеют место факты неправильного применения к осужденным ст.62 УК РСФСР; не проверяют обоснованность ходатайств, заявленных трудовыми коллективами или организациями, перечисленными в ст.62 УК РСФСР, иногда рассматривая в качестве таковых заявления отдельных граждан или должностных лиц; при наличии надлежащих ходатайств не приводят в приговоре оснований неприменения указанной нормы закона.

Применяя к осужденным ст.62 УК РСФСР, отдельные суды вопреки закону устанавливают срок принудительного лечения, ошибочно приравнивая эту меру медицинского характера к дополнительным мерам наказания.

Допускаются судами ошибки и при решении вопросов о продлении или прекращении принудительного лечения от алкоголизма и наркомании.

Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды при рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке и в порядке надзора не уделяют должного внимания проверке обоснованности применения к осужденным принудительного лечения от алкоголизма и наркомании, не всегда исправляют допущенные ошибки, а в случаях, когда этот вопрос при наличии к тому оснований разрешен в приговоре не был, не реагируют на это упущение.

В целях устранения отмеченных недостатков Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. Обратить внимание судов, что применение к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступление, наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера имеет важное значение в деле борьбы с пьянством и употреблением наркотических веществ и является одной из действенных мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. В связи с этим при назначении алкоголикам и наркоманам наказания судам следует в каждом случае обсуждать вопрос о применении к ним принудительного лечения.

2. При принятии к своему производству уголовных дел судам необходимо в соответствии со ст.ст.20 и 21 УПК РСФСР требовать от органов расследования установления данных о том, является ли обвиняемый, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, алкоголиком или наркоманом.

В тех случаях, когда в материалах дела такие данные отсутствуют, суды обязаны принимать меры к их установлению (в том числе и к медицинскому освидетельствованию подсудимого), а если восполнение этих сведений в судебном заседании невозможно, в соответствии с п.1 ст.232 УПК РСФСР решать вопрос о возвращении дела для дополнительного расследования.

3. Обратить внимание судов, что вопрос о применении принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам не может быть решен без медицинского заключения, отвечающего на вопросы: является ли лицо алкоголиком или наркоманом, нуждается ли оно в лечении и нет ли медицинских противопоказаний к такому лечению.

В качестве медицинского заключения может также рассматриваться заключение судебно-психиатрической экспертизы, при условии, что оно отвечает всем указанным выше требованиям.

Медицинское заключение подлежит тщательной проверке и оценке судом. Несогласие с выводами медицинского заключения должно быть мотивировано в приговоре*.

________________     

* См. Инструкцию Министерства здравоохранения Российской Федерации о порядке освидетельствования лиц, привлеченных к уголовной ответственности, на предмет применения к ним принудительных мер медицинского характера, предусмотренных ст.62 УК РСФСР.

4. Право ходатайствовать о применении к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступление, принудительных мер медицинского характера имеют лишь перечисленные в ст.62 УК РСФСР организации и трудовые коллективы. При наличии ходатайств суды должны проверять их обоснованность и правильность оформления. Принятое судом по ходатайству решение должно быть отражено в приговоре.

5. В случаях осуждения лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, судам следует обсуждать вопрос о признании их, при наличии предусмотренных законом оснований, ограниченно дееспособными. Поскольку такое решение может быть принято только по ходатайствам лиц и организаций, перечисленных в ч.5 ст.62 УК РСФСР, судам необходимо усилить работу по разъяснению содержания этой нормы.

6. Если при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании выявятся случаи злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами со стороны лиц, не привлеченных к уголовной ответственности (свидетели, потерпевшие и др.) и не проходящих курса специального лечения, суды обязаны доводить об этом до сведения соответствующих органов для решения вопроса о применении к этим лицам мер общественного воздействия или административного взыскания.

7. Обратить внимание судов, что вопросы продления или прекращения принудительного лечения, назначенного на основании ст.62 УК РСФСР, решаются по правилам ст.368 УПК РСФСР.

В том же порядке решается вопрос о назначении принудительных мер медицинского характера осужденным, содержащимся в местах лишения свободы, если во время отбывания этими лицами наказания будет выявлено, что они являются алкоголиками или наркоманами (ст.58 Исправительно-трудового кодекса РСФСР).

Во всех указанных случаях суды должны требовать от органов, вошедших с представлением о прекращении, продлении или назначении принудительного лечения, медицинские заключения и иные документы, необходимые для проверки обоснованности поставленного вопроса по существу.

При этом судам следует иметь в виду, что для решения вопроса о прекращении принудительного лечения недостаточно одного факта прохождения осужденным курса лечения, а требуется совокупность данных, свидетельствующих о том, что отпала необходимость в таком лечении.

8. При решении вопроса о применении к осужденным алкоголикам или наркоманам ст.53 УК РСФСР судам надлежит учитывать, что примерное поведение в местах лишения свободы, являющееся одним из обязательных условий возможности применения условно-досрочного освобождения, включает в себя и правильное отношение осужденного к назначенному ему лечению от алкоголизма или наркомании, о чем должно быть указано в представляемых материалах.

9. Верховным судам республик, краевым, областным и соответствующим им судам при рассмотрении уголовных дел в отношении алкоголиков и наркоманов в кассационном порядке и в порядке надзора проверять обоснованность и правильность применения к осужденным ст.62 УК РСФСР, исправлять допущенные ошибки, а в случае, когда этот вопрос при наличии к тому оснований разрешен в приговоре не был, частным определением (постановлением) реагировать на этот недостаток в работе суда первой инстанции.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"