КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 года N 1801-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черногор Валентины Петровны на нарушение ее конституционных прав Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданки В.П.Черногор вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.П.Черногор, которая в 2001 году переехала на постоянное место жительства из города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа в город Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оспаривает конституционность Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2008 года N 87-ЗАО "Об окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
По мнению заявительницы, названный Закон Ямало-Ненецкого автономного округа противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 7 (часть 2) и 19, поскольку не предусматривает сохранение пособия неработающим пенсионерам, выехавшим за пределы автономного округа.
Отдельные положения оспариваемого В.П.Черногор Закона Ямало-Ненецкого автономного округа применены в ее деле судом общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.П.Черногор материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3). Социальное обеспечение как элемент системы социальной защиты относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации).
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста (подпункт 24 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В целях повышения уровня социальной защиты пенсионеров Ямало-Ненецкого автономного округа губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 27 ноября 1995 года N 312 "О социальной защите работников бюджетной сферы и пенсионеров Ямало-Ненецкого автономного округа" ввел для неработающих пенсионеров по возрасту, проживающих на территории округа (проработавших на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории округа, более 15 лет), а также неработающих инвалидов, проживающих на территории округа (проработавших на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории округа, более 10 лет), выплату в размере 100 процентов получаемой государственной пенсии указанной категории граждан. Впоследствии наименование этой выплаты и условия ее предоставления менялись.
В Законе Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" сохранены на 2009 год пособия неработающим пенсионерам, проживающим в автономном округе и проработавшим на предприятиях, в бюджетных учреждениях и организациях, расположенных на территории автономного округа, более 15 календарных лет, а инвалидам - не менее 10 календарных лет (пункт 1 части 2 статьи 27). Сохранение пособия при выезде данных лиц на постоянное место жительства за пределы автономного округа названным Законом не предусмотрено.
Указанное пособие по своей правовой природе является дополнительным обеспечением за счет средств субъекта Российской Федерации и выплачивается наряду с назначенными на основании норм соответствующих федеральных законов пенсиями, соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления такого обеспечения, определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом продолжительности стажа работы на его территории, финансовых возможностей и других критериев, соблюдая при этом конституционные принципы равенства и справедливости.
Изменив условия выплаты указанного пособия, законодатель субъекта Российской Федерации действовал в пределах своих полномочий, с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вступившим в силу с 1 января 2008 года), согласно которым лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливался в повышенном размере независимо от места жительства гражданина.
Таким образом, нет оснований полагать, что положениями оспариваемого Закона Ямало-Ненецкого автономного округа нарушаются конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черногор Валентины Петровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка