Действующий

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2012 года N АКПИ12-167


[Оставляя без удовлетворения заявление об отмене постановления ЦИК РФ "Об отказе в регистрации кандидатом на должность Президента РФ", суд исходил из того, что требования заявителя сводятся к вопросу о конституционности положений п.1 ст.36 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований]
(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 февраля 2012 года N АПЛ12-72 данное решение оставлено без изменения

___________________________________________________________________

Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С. при секретаре Александрове В.О. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пеуновой С.М. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 января 2012 года N 89/711-6 "Об отказе С.М. Пеуновой в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации",

установил:

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 января 2012 года N 89/711-6 С.М.Пеуновой отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации (далее - Постановление).

Гражданка Пеунова С.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене данного Постановления. Как указывает заявитель, ЦИК России, отказывая ей в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации, руководствовалась положениями пункта 1 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", которые противоречат Конституции Российской Федерации. Постановление нарушает ее избирательное право быть избранной в органы государственной власти.

В суде Пеунова С.М. и ее представитель адвокат Дмитриева Н.В. поддержали заявленные требования.

Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронин Д.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемое Постановление принято ЦИК России в соответствии с требованиями Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и не нарушает избирательные права Пеуновой С.М.

Выслушав объяснения Пеуновой С.М., адвоката Дмитриевой Н.В., представителя ЦИК России Воронина Д.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" в пункте 1 статьи 36 предусматривает, что кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 данной статьи) в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Как установлено в судебном заседании на основании объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела, кандидатом на должность Президента Российской Федерации Пеуновой С.М. 18 января 2012 года в ЦИК России были представлены документы для регистрации, в том числе 243245 подписей избирателей, что не соответствует требованиям Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", которым предусмотрена обязанность кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в свою поддержку собрать не менее двух миллионов подписей избирателей, и свидетельствует о недостаточном количестве представленных достоверных подписей избирателей.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39 названного Федерального закона недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что федеральным законодателем явно завышена норма в два миллиона подписей для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации и ставятся в неравное положение кандидаты от парламентских партий и все остальные (самовыдвиженцы и кандидаты от непарламентских партий), по сути, сводятся к вопросу о конституционности положений пункта 1 статьи 36 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 81 устанавливает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", глава V которого регулирует порядок выдвижения и регистрации кандидатов.

Положения пункта 1 статьи 36 указанного Федерального закона неконституционными не признаны и являются действующими. В выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 4 марта 2012 года, принимают участие и другие кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, которые в свою поддержку собирали установленное федеральным законодателем необходимое количество подписей избирателей.

То обстоятельство, что Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" в пункте 2 статьи 36 предусматривает право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации без сбора подписей избирателей политическими партиями, федеральные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, не свидетельствует о нарушении принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, и не может рассматриваться как ограничение пассивного избирательного права гражданина быть избранным в органы государственной власти.

Порядок принятия решения об отказе Пеуновой С.М. в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации ЦИК России соблюден. В заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 20 января 2012 года из 15 членов ЦИК России присутствовало 14, решение об отказе в регистрации кандидата принято единогласно.

Согласно части 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Решил:

Заявление Пеуновой С.М. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 января 2012 года N 89/711-6 "Об отказе С.М.Пеуновой в регистрации кандидатом на должность Президента Российской Федерации" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка