Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 ноября 2011 года N 78-Г11-58

     
[Решение городского суда, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", оставлено без изменения, поскольку оспариваемые нормы соответствуют п.6 ст.17 и п.6 ст.19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Хаменкова В.Б., судей Ерёменко Т.И., Калининой Л.А., при секретаре Аверине А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 года, которым требования Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" удовлетворены частично.     

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Покровской О.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационные жалобы представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Громова А.В., представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Лыжовой Н.А., представителя губернатора Санкт-Петербурга Зацепы О.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

29 июня 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 13 июля 2011 года подписан губернатором Санкт-Петербурга Закон г.Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 252-35 от 25 мая 2005 года.

Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании положений пункта 1 статьи 4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 статьи 7, пункта 5 статьи 9, подпункта 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга N 252-35 от 25 мая 2005 года, действующего в указанной выше редакции, противоречащими федеральному законодательству.

Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Санкт-Петербурге также обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с требованием о признании недействующим подпункта 2 пункта 2 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2011 года указанные заявления соединены в одно производства в соответствии с пунктом 4 статьи 151 ГПК РФ для совместного рассмотрения.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 года признан недействующим подпункт 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

В удовлетворении требований о признании недействующими пункта 1 статьи 4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 статьи 7, пункта 5 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закона Санкт-Петербурга) отказано.

В кассационных жалобах заявителями ставится вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга активным избирательным правом на выборах обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах возраста 18 лет, зарегистрированный по месту жительства и (или) месту пребывания на территории г.Санкт-Петербурга, в том числе являющийся военнослужащим либо обучающийся по очной форме обучения.

Пункт 2 статьи 7 оспариваемого закона в качестве основания для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке предусматривает факт нахождения его места жительства или места пребывания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Отказывая в признании указанных норм недействующими, суд обоснованно указал на их полное соответствие пункту 4 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Довод заявителя о том, что оспариваемые положения допускают возможность регистрации одного и того же избирателя как по месту его жительства, так и по месту пребывания, сам по себе о незаконности этих положений не свидетельствует. В этой связи суд правильно заметил, что в соответствии с пунктом 5 той же статьи 7 Закона Санкт-Петербурга гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении территориальной избирательной комиссией факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках указанная комиссия до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в списках. Аналогичные положения содержатся и в пункте 10 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Содержащийся в решении суда вывод об отсутствии в пункте 6 статьи 7 и пункте 5 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга противоречий федеральному закону, их соответствии пункту 6 статьи 17 и пункту 6 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является правильным и региональным отделением партии "Яблоко" не оспаривается.

Пункт 8 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга устанавливает положение, в соответствии с которым избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно пункту 20 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства или места пребывания избирателя на территории данного избирательного участка.

Признавая указанные нормы соответствующими пунктам 4, 16, 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд правомерно указал на право субъекта Российской Федерации принять закон, нормами которого гарантируется реализация гражданином его активного избирательного права. Включение же избирателя в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, само по себе закону не противоречит.

Довод заявителя о том, что оспариваемые положения в нарушение пункта 17 статьи 17 названного выше Федерального закона исключают необходимость обращения граждан, находящихся в местах временного пребывания, с личным письменным заявлением о включении в список избирателей, является необоснованным, поскольку указанный вопрос разрешён в пункте 7 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 14 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на предприятиях с непрерывным циклом работы и отдельными видами работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и других местах временного пребывания), составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.

Проверяя данную норму на соответствие пункту 5 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", каких-либо противоречий суд не нашёл, обоснованно указав на то, что в силу пункта 17 статьи 17 этого же Закона избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания. Следовательно, образование в таком месте избирательного участка Федеральному закону не противоречит. На это же обстоятельство указано и в самом пункте 5 статьи 19 Федерального закона, в соответствии с которым избирательные участки могут образовываться в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местах, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях.

Из чего суд сделал правильный вывод о том, что указанные нормы закона Санкт-Петербурга, федерального закона направлены на реализацию гарантий активного избирательного права граждан, предоставляя им возможность проголосовать в местах, где они в силу различных обстоятельств (служебных, семейных, по состоянию здоровья и т.д.) вынуждены пребывать в день голосования.

Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем у Судебной коллегии не имеется оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и его отмены.

Доводы кассационной жалобы регионального отделения политической партии "Яблоко" направлены на иное, неверное истолкование закона, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судебного решения.

Мотивы, по которым региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Санкт-Петербурге считает решение суда незаконным, в его кассационной жалобе отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Санкт-Петербургского регионального отделения Российской объединенной демократической партии "Яблоко" и регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в г.Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка