Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 года N 688-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Леонова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав абзацем седьмым пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи К.В.Арановского, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.Н.Леонова,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Н.Леонов оспаривает конституционность абзаца седьмого пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", согласно которому постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера, является основанием его включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности.

Как следует из представленных материалов, управляющий Гатчинским отделением N 1895 Северо-Западного банка Сбербанка России отказал В.Н.Леонову в открытии специального избирательного счета со ссылкой на информацию о том, что он включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности N 27ПЭ. Решением от 18 сентября 2009 года Гатчинский городской суд Ленинградской области отказал В.Н.Леонову в удовлетворении его жалобы на данный отказ, а также на решение Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (в настоящее время - Федеральная служба по финансовому мониторингу) о включении в указанный Перечень. Суд указал, что в производстве Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга находится уголовное дело по обвинению В.Н.Леонова в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 205_2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации" УК Российской Федерации.

По мнению заявителя, абзац седьмой пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" противоречит статьям 19 (часть 2), 32 (часть 3) и 49 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку, допуская включение гражданина в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, при отсутствии приговора суда, данное законоположение препятствует в открытии специального избирательного счета, ограничивает его конституционное право быть избранным в органы публичной власти и ставит в неравное с другими кандидатами положение. При этом заявитель не оспаривает конституционность пункта 5_2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусматривающего право банка отказать лицу, в отношении которого имеются сведения об участии в террористической деятельности, в открытии счета.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации оценивает смысл акта, конституционность которого подвергается сомнению, исходя из его места в системе правовых актов, включая международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции Российской Федерации).

2.1. Обязанности Российской Федерации по противодействию отмыванию доходов, полученных от преступной деятельности, и борьбе с финансированием терроризма вытекают, в частности, из ратифицированных ею Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 10 января 2000 года, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года.

Так, согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма каждое государство-участник принимает меры к тому, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, указанных в статье 2 данной Конвенции, а также поступления, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации (пункт 1 статьи 8). Конвенция против транснациональной организованной преступности предусматривает установление всеобъемлющего внутреннего режима регулирования и надзора в отношении, в частности, банков в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств, который предполагает идентификацию личности клиента (пункт "а" пункта 1 статьи 7). Данная Конвенция обязывает ее участников рассмотреть вопрос об учреждении подразделения по финансовой оперативной информации в качестве национального центра для сбора, анализа и распространения информации, касающейся возможных случаев отмывания денежных средств (подпункт "b" пункта 1 статьи 7).

Во исполнение этих международных договоров и в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства статья 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 декабря 2005 года N 519-О, федеральный законодатель вправе предусматривать меры, направленные на предупреждение легализации доходов, полученных преступным путем, воспрепятствование финансированию терроризма, выявление совершающих их лиц, обязать финансовые учреждения проводить идентификацию своих клиентов.

2.2. В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" для кредитных организаций требования к идентификации клиентов определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим противодействием легализации (отмыванию) доходов.

19 августа 2004 года Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма N 262-П, пункт 2.7 которого обязывает кредитную организацию проверять наличие сведений об участии клиента в экстремистской деятельности, следуя пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", т.е. по Перечню, составленному Федеральной службой по финансовому мониторингу. Среди оснований включения в Перечень предусмотрено постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера.

3. Оспариваемое заявителем законоположение само по себе не влечет ограничения конституционных прав и свобод, поскольку его применение в единстве с требованиями названных международных договоров Российской Федерации предполагает лишь информационное обеспечение достижения целей Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Как следует из его статьи 2, сфера применения данного Федерального закона - регулирование отношений субъектов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих на территории Российской Федерации контроль за их проведением в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Он не регламентирует правоотношения, в которых осуществляются избирательные права граждан, не содержит правила доказывания вины или невиновности в совершении преступления. Положение абзаца седьмого пункта 2 его статьи 6 не влечет неравенство лиц в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Следовательно, данное законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, указанные заявителем в жалобе, а сама жалоба не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята им к рассмотрению. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии жалобы гражданина Леонова Владимира Николаевича к рассмотрению, поскольку она не отвечает требованиям Федерального, конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник Центральной

избирательной комиссии

Российской Федерации,

N 7, 2010 год