Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 года N 655-О-О

     

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ильиной Гелены Адольфовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 3 статьи 31 и пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Г.А.Ильиной,

установил:


1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.А.Ильина оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации":

пункта 1 части 3 статьи 31, согласно которому при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

пункта 6 части 1 статьи 33, в соответствии с которым одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

Как следует из представленных материалов, Г.А.Ильина, замещавшая должность федеральной государственной гражданской службы в Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с упразднением данной организации на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества". Г.А.Ильиной дважды предлагались соответствующие ее квалификации и образованию должности государственной гражданской службы в Информационно-аналитическом управлении Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, однако согласия на замещение какой-либо из указанных должностей она не выразила, в связи с чем 6 февраля 2009 года была уволена в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Решением Пресненского районного суда города Москвы от 29 июня 2009 года, законность и обоснованность которого была подтверждена определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 ноября 2009 года, заявительнице было отказано в удовлетворении требований о признании увольнения незаконным и о восстановлении на государственной гражданской службе в связи с тем, что действующее законодательство предусматривает право, но не обязанность представителя нанимателя в случае ликвидации государственного органа предоставить гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы, соответствующие его квалификации и образованию.

По мнению заявительницы, оспариваемые положения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как допускающие прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в случае непредставления всех имеющихся вакантных должностей государственной гражданской службы, соответствующих его квалификации и образованию, нарушают конституционный принцип равенства перед законом и судом, а также ее право на равный доступ к государственной службе, а потому не соответствуют статьям 19 и 32 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

2. Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.

Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 472-О-О).

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 53).

Ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников. В случае ликвидации государственного органа государственным гражданским служащим - в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, - действующее законодательство предоставляет дополнительную гарантию продолжения государственно-служебных отношений: в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 названного Федерального закона им может быть предоставлено право на замещение иной должности гражданской службы в другом органе государственной власти, в том числе в том государственном органе, которому полностью или частично переданы функции ликвидируемого государственного органа.

Поскольку ликвидируемый государственный орган уже не может выступать в качестве нанимателя, предлагающего какие-либо вакантные должности гражданской службы, это право может реализовать другой государственный орган. Соответственно, и решение о продолжении государственно-служебных отношений с конкретным гражданским служащим принимает не ликвидируемый государственный орган, а тот, который предоставляет информацию о наличии у него вакантных должностей гражданской службы, учитывая при этом уровень квалификации гражданского служащего, его профессионального образования, стаж гражданской службы или работы (службы) по специальности.

Таким образом, пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающий дополнительную гарантию, направленную на продолжение государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей гражданской службы, в равной мере распространяющуюся на всех гражданских служащих, - не может рассматриваться как противоречащий конституционному принципу равенства и нарушающий конституционное право на равный доступ к государственной службе.

Что касается пункта 6 части 1 статьи 33 данного Федерального закона, то он лишь указывает в качестве основания для увольнения государственных гражданских служащих при ликвидации государственного органа отказ от замещения предложенных им иных должностей государственной службы в других органах либо непредоставление таких должностей, а потому также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.

Проверка же законности и обоснованности увольнения Г.А.Ильиной, в частности установление того, была ли нарушена процедура увольнения с государственной гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа, предлагались ли ей иные вакантные должности гражданской службы в других государственных органах и соответствовали ли они ее квалификации и образованию, а равно выяснение иных имеющих значение обстоятельств относятся к компетенции судов общей юрисдикции и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственны.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:


1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ильиной Гелены Адольфовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка