ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 30 сентября 2009 года N 12/01-15407-АП


О практике исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в первом полугодии 2009 года


Взыскание алиментов является одной из приоритетных задач Федеральной службы судебных приставов, поскольку от их выплаты зависит уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка.

В целях обеспечения контроля в сфере исполнительных производств по взысканию алиментов и согласно п.2.4 решения коллегии ФССП России "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов за первое полугодие 2009 года и мерах по активизации работы во втором полугодии 2009 года", объявленного приказом ФССП России от 4 сентября 2009 года, проведен анализ работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов по алиментным обязательствам в первом полугодии 2009 года.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности, в первом полугодии 2009 года на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось свыше 1 млн. 426 тыс. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.

За этот период окончено и прекращено 448 тыс. исполнительных производств, фактически исполнено более 37,2 тыс. судебных решений, из них по 27,7 тыс. должники производили оплату алиментов в добровольном порядке.

В связи с направлением копий исполнительных документов для удержания из заработной платы должника по месту работы окончено около 270 тыс. исполнительных производств.

Анализ показал, что территориальными органами ФССП России принимаются определенные меры по повышению результативности взыскания алиментов в рамках межведомственного взаимодействия с другими органами государственной власти и сотрудничества с общественными организациями.

Так, в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2009 года в центры занятости населения для трудоустройства направлено свыше 68 тыс. заявок, свыше 13 тыс. должников трудоустроено.

Работа в данном направлении ведется всеми территориальными органами ФССП России.

Например, судебными приставами-исполнителями Управления ФССП России по Кемеровской области в первом полугодии 2009 года в центры занятости населения Кемеровской области для трудоустройства направлено 2035 должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов, из них 509 трудоустроены. Все трудоустроенные регулярно получают заработную плату и выплачивают алименты.

Управлениями ФССП России по Ленинградской, Саратовской, Ростовской областям, Ставропольскому, Красноярскому краям и рядом других территориальных органов ФССП России организовано взаимодействие с военными комиссариатами районов и городов по предоставлению должникам возможности прохождения службы по контракту.

Например, в марте 2009 года Управлением ФССП России по Саратовской области заключено соглашение с военным комиссариатом Саратовской области о трудоустройстве лиц, обязанных выплачивать алименты, направленных Службой судебных приставов в военный комиссариат в качестве кандидатов на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. С момента заключения данного соглашения судебными приставами-исполнителями в районные военкоматы направлено 104 должника. Так, в рамках исполнительного производства о взыскании алиментов в соответствии с указанным соглашением должнику, обязанному к уплате алиментов, вручено направление для обращения в военный комиссариат с целью прохождения военной службы по контракту, должник был направлен для прохождения военной службы в г.Самару.

С учетом предоставленных судебным приставам-исполнителям полномочий продолжается работа по контролю за правильностью удержания из заработной платы должников и своевременностью перечисления алиментов.

В первом полугодии 2009 года произведено свыше 32 тыс. проверок бухгалтерий, по результатам которых за выявленные нарушения к административной ответственности привлечено 3,6 тыс. должностных лиц организаций, к уголовной ответственности - 32 человека.

Наибольшее количество проверок бухгалтерий предприятий (организаций) проведено управлениями ФССП России по Ростовской области - 1252, по Республике Башкортостан - 1121.

В результате проверки бухгалтерии ООО "Спика" 4 марта 2009 года судебным приставом-исполнителем Кувандыкского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Оренбургской области по исполнительному производству о взыскании алиментов выявлены нарушения при производстве удержаний из заработной платы должника. Установлено, что должник, являющийся одним из соучредителей ООО "Спика", работающий в качестве заместителя директора указанного предприятия, будучи наделен управленческими полномочиями, действуя умышленно, в нарушение положений Семейного кодекса Российской Федерации, с целью воспрепятствования исполнению решения суда, в период с марта 2008 года по 20 января 2009 года периодически давал подчиненному бухгалтерскому работнику распоряжения не перечислять в адрес взыскателя удержанные с него алименты в установленные законом сроки и в полном объеме.

Дознавателем Кувандыкского районного отдела судебных приставов 14 марта 2009 года в отношении должника вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации, материалы уголовного дела направлены в Кувандыкскую межрайонную прокуратуру. Данное уголовное дело рассмотрено 23 июня 2009 года мировым судьей судебного участка N 1 города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области, вынесен приговор о признании должника виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. в доход государства.

Управлением ФССП России по Ростовской области в первом квартале текущего года разработан и внедрен в эксплуатацию в структурных подразделениях Управления программный модуль "Реестры", автоматически формирующий реестры организаций-работодателей с помощью данных программного комплекса "Судебный пристав", что существенным образом влияет на своевременное включение организаций (предприятий) в реестр.

Некоторыми территориальными органами ФССП России, в частности управлениями ФССП России по Пермскому краю, по Республике Татарстан, разработана специальная памятка для бухгалтеров, содержащая алгоритм действий, которые обязан совершать бухгалтер при получении копии исполнительного документа о взыскании алиментов, а также информацию об административной и уголовной ответственности бухгалтеров.

За 6 месяцев 2009 года в адрес государственных инспекций труда направлено 246 сообщений о проведении проверки соблюдения трудового законодательства и 158 уведомлений в органы ФНС России об установлении фактов выплаты заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня.

Наибольшее количество сообщений о нарушениях трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы направлено в Роструд управлениями ФССП России по Ростовской области - 52, Республике Башкортостан - 21, Саратовской области - 16, Оренбургской области - 14, Краснодарскому краю - 14, Томской области - 13.

Вместе с тем информация в Роструд не направлялась 35 территориальными органами ФССП России, в частности управлениями ФССП России по Ленинградской области, Республике Коми, Карачаево-Черкесской Республике и др.

Наибольшее количество сообщений о фактах выплаты заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня направлено в ФНС России управлениями ФССП России по Ростовской области - 26, Ставропольскому краю - 19, Республике Башкортостан - 17.

Например, на основании выявления такого факта и соответствующего предложения судебного пристава-исполнителя УФССП России по Республике Башкортостан, Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан проведена проверка бухгалтерии агрофирмы "Родина". В результате проверки заработная плата должника увеличена с 4140 руб. до 15812 руб. ежемесячно, соответственно увеличилась и сумма алиментов, перечисляемых взыскателю. Директор данной организации в порядке ч.1 ст.5.27 КоАП РФ привлечен к административной ответственности с назначением штрафа в размере 2000 руб.

Вместе с тем нередко судебные приставы-исполнители территориальных органов ФССП России не видят разницы между понятиями "минимальный размер оплаты труда" и "среднеотраслевой уровень заработной платы". Так, судебный пристав-исполнитель Управления ФССП России по Красноярскому краю при установлении факта выплаты должнику заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Красноярском крае, сообщает об этом не только в Роструд, но и в территориальный орган ФНС России в Красноярском крае с указанием о нарушении трудового законодательства.

В первом полугодии текущего года в рамках исполнительных производств по взысканию алиментных платежей судебными приставами-исполнителями вынесено более 2,5 тыс. постановлений о розыске имущества должников. Например, в ходе проведения розыскных мероприятий по исполнительному производству о взыскании алиментов судебным приставом-исполнителем Управления ФССП России по Республике Марий Эл установлен принадлежащий должнику автомобиль TOYOTA MARK 2, который был арестован и изъят. В связи с этим должник выплатил долг по алиментам в сумме 91400 руб.

В части непосредственного обращения взыскания на имущество лиц, обязанных уплачивать алименты, необходимо отметить, что в первом полугодии 2009 года в рамках исполнительных производств указанной категории произведено более 9 тыс. арестов имущества должников.

Например, после наложения ареста на имущество должника судебным приставом-исполнителем Элистинского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Калмыкия должником полностью погашена задолженность в размере 38710 руб.

Судебными приставами-исполнителями в первом полугодии 2009 года вынесено более 22,5 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд обязанных к уплате алиментов должников из Российской Федерации. В результате установленных ограничений удалось взыскать задолженность в размере свыше 34,3 млн.руб.

Наиболее активно применяются нормы ст.67 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" управлениями ФССП России по Москве - вынесено 1727 постановлений, Челябинской области - 1585, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 1299, Псковской области - 1261, Санкт-Петербургу - 904, Оренбургской области - 854, Республике Башкортостан - 829, Ленинградской области - 741, Московской области - 727.

Вместе с тем некоторые территориальные органы ФССП России указанную меру принудительного исполнения применяют крайне редко: управления ФССП России по Республике Тыва - 5, Вологодской области - 9, Тамбовской области -. 10, Томской области - 20, Республике Мордовия - 26, Республике Марий Эл - 27, Владимирской области - 29, Республике Бурятия - 32, Чувашской Республике - 33.

Согласно статистическим данным, всего в производстве органов дознания ФССП России в первом полугодии 2009 года находилось более 25 тыс. уголовных дел в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, из них 19,6 тыс. направлены в суд с обвинительным актом.

Наряду с мерами принудительного характера судебные приставы-исполнители прибегают к нестандартным, но действенным способам мотивации должников к оплате задолженности по алиментам.

Положено начало сотрудничества с Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями России. В некоторых территориальных органах ФССП России, например по Ленинградской, Саратовской областям, священнослужителями проведены беседы с должниками, в результате которых были погашены задолженности по заработной плате, некоторые граждане трудоустроены.

Управлениями ФССП России по Костромской, Ивановской, Самарской областям и другими территориальными органами ФССП России организовано проведение с периодичностью один раз за полугодие сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментов с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, несмотря на прямое указание ФССП России, рядом территориальных органов ФССП России не представлена информация о проведении таких сверок (например, управлениями ФССП России по Республике Коми, Республике Бурятия, Москве, Ленинградской области и др.).

По результатам обобщения итогов работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов можно сделать вывод о том, что в целом аппаратами управления территориальных органов ФССП России проведен надлежащий анализ работы по данному направлению деятельности.

Принимая во внимание изложенное, руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо:

продолжить системную работу по повышению эффективности исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментных платежей с учетом приведенных в настоящем письме положительных примеров работы;

ознакомиться с памятками по удержанию алиментов из заработной платы и иных доходов должника для бухгалтеров предприятий (организаций), разработанных управлениями ФССП России по Пермскому краю и Республике Татарстан;

обеспечить неукоснительное выполнение п.11.7 решения коллегии ФССП России "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов за первое полугодие 2009 года и мерах по активизации работы во втором полугодии 2009 года", объявленного приказом ФССП России от 4 сентября 2009 года, о формировании в крупных структурных подразделениях групп по взысканию алиментных платежей. В структурных подразделениях с незначительной штатной численностью в обязательном порядке ввести соответствующую специализацию судебного пристава-исполнителя;

обеспечить активное взаимодействие судебных приставов-исполнителей, входящих в состав групп по взысканию алиментных платежей, с дознавателями, в том числе в соответствии с алгоритмом взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей (письмо ФССП России от 21 августа 2009 года N 12/01-12983-АП), при этом рассматривать дознавателей в качестве членов указанных групп;

обеспечить проведение не реже одного раза в полгода сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментов с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детскими домами);

по мере назначения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации проводить работу по организации взаимодействия с ними;

внимательно изучить соглашения ФССП России с Рострудом и ФНС России в части информирования территориальных органов указанных федеральных служб о фактах нарушений, выявленных в результате проверок бухгалтерий организаций, производящих удержание алиментов, и провести занятия с судебными приставами-исполнителями структурных подразделений по данному направлению деятельности;

территориальным органам ФССП России, отмеченным в настоящем обзоре в связи с неприменением полномочий по временному ограничению на выезд обязанных к уплате алиментов должников из Российской Федерации, в кратчайшие сроки активизировать работу по реализации соответствующих полномочий. Об исполнении поручения отдельным разделом в аналитической записке об исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов доложить по итогам 2009 года.

Еще раз обращаю внимание на необходимость своевременного представления информации, качественного проведения анализа ситуации по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов с сообщением об имеющемся положительном опыте, а также указанием недостатков в работе судебных приставов-исполнителей как на уровне структурных подразделений, так и на уровне аппарата управления территориальных органов, оценки эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам взыскания алиментов.

После неоднократных предупреждений о персональной ответственности в настоящее время рассматривается вопрос о проведении служебных проверок в отношении руководителей ряда территориальных органов ФССП России в связи с системным неисполнением поручений ФССП России, влекущим за собой грубые нарушения прав несовершеннолетних детей.

Срок представления в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации по результатам анализа за 2009 год - 1 февраля 2010 года.

Информацию необходимо направить по адресу электронной почты са_0104@fssprus.ru.


А.О.Парфенчиков




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Федеральной службы

судебных приставов, N 1, 2010 год


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»