КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2008 года N 458-О-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексаняна Василия Георгиевича на нарушение его конституционных прав статьей 154 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: заместителя Председателя О.С.Хохряковой, судей Н.С.Бондаря, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина В.Г.Алексаняна вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.Г.Алексанян в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать не соответствующей статьям 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 45, 46 (часть 1), 49, 50 (части 1 и 2), 55 и 123 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации статью 154 УПК Российской Федерации, на основании которой следователь, в чьем производстве находилось уголовное дело по обвинению группы лиц в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а" и "б" статьи 160, частью третьей статьи 174 и частью второй статьи 198 УК Российской Федерации, вынес постановление о выделении уголовного дела в отношении В.Г.Алексаняна для завершения предварительного расследования в отдельное производство.
По мнению заявителя, статья 154 УПК Российской Федерации - в силу заложенной в ней неопределенности критериев оценки обоснованности и законности выделения уголовного дела в отдельное производство - создала условия для проведения такого расследования уголовного дела, которое не может считаться объективным и всесторонним, поставила заявителя в неравное положение со стороной обвинения и позволила следователю вопреки правилам, сформулированным в статьях 154 и 208 УПК Российской Федерации, выделить в отдельное производство именно его дело, а не лиц, скрывшихся от следствия и суда, а суду - принять решение, имеющее преюдициальное значение при рассмотрении основного уголовного дела, без исследования всех возможных доказательств. Заявитель утверждает, что, поскольку он не является непосредственным исполнителем преступлений, в совершении которых обвиняется, рассмотрение его уголовного дела в отрыве от дел предполагаемых соучастников и исполнителей недопустимо.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 1 части первой статьи 154 УПК Российской Федерации предусматривает право следователя выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1-4 части первой статьи 208 данного Кодекса, в том числе если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам либо место его нахождения известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. При этом в силу части второй статьи 154 УПК Российской Федерации такое выделение допустимо лишь для завершения предварительного расследования и только в тех случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов, а также при условии, что это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела.
Положения статьи 154 УПК Российской Федерации в единстве с частью четвертой статьи 7 данного Кодекса, устанавливающей требования законности, обоснованности и мотивированности постановлений следователя, обязывают следователя при выделении уголовного дела в отдельное производство приводить соответствующее фактическое и правовое обоснование. В целях обеспечения объективного и справедливого разрешения уголовного дела мотивировка такого решения во всяком случае должна основываться на конкретных обстоятельствах, указывающих на необходимость его принятия и нашедших отражение в материалах дела, а также на нормах материального и процессуального права.
Оспариваемая заявителем статья уголовно-процессуального закона является частью механизма, гарантирующего каждому реализацию права на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1, Конституции Российской Федерации) и предполагающего обязанность органов следствия и суда при разбирательстве уголовных дел соблюдать сроки, установленные законом. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что органы, осуществляющие предварительное расследование, и суды обязаны, как это вытекает из статьи 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации, следовать конституционным предписаниям, гарантирующим гражданам доступ к правосудию и судебную защиту (статьи 52 и 46), учитывая также положения международно-правовых актов, закрепляющих право каждого на рассмотрение его дела судом в разумные сроки и без неоправданной задержки (Постановление от 23 марта 1999 года N 5-П, определения от 23 июня 2000 года N 172-О и от 23 января 2001 года N 30-О).
Решение о выделении уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования не предрешает вывод суда о виновности обвиняемого и не ставит его в неравное положение со стороной обвинения. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации виновность лица устанавливается в ходе судебного разбирательства на основе состязательности и исходя из совокупности доказательств, исследованных судом (часть первая статьи 17, часть четвертая статьи 302), причем все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу (часть третья статьи 14).
Решение суда, вынесенное в отношении лица, чье уголовное дело было выделено в отдельное производство, не может иметь преюдициальное значение при рассмотрении основного уголовного дела. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются органами следствия и судом без дополнительной проверки только в том случае, если они не вызывают у суда сомнений; более того, такой приговор не может предрешать виновность лиц, которые ранее в рассматриваемом уголовном деле не участвовали (статья 90 УПК Российской Федерации).
Таким образом, статья 154 УПК Российской Федерации, закрепляющая - в целях реализации конституционных прав граждан на безотлагательную судебную защиту их прав и свобод - четкие основания и критерии для выделения уголовных дел в отдельное производство, сама по себе не может рассматриваться как нарушившая конституционные права заявителя в его конкретном деле. Следовательно, его жалоба, как не отвечающая закрепленному в статьях 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" критерию допустимости обращений, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Утверждение заявителя о том, что решение органа предварительного расследования о выделении в отдельное производство его уголовного дела нарушает его конституционные права, поскольку он не является субъектом и непосредственным исполнителем преступления, в котором обвиняется, не может быть оценено в рамках конституционного судопроизводства. В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит оценка законности и обоснованности решений правоприменительных органов. Сама же по себе статья 154 УПК Российской Федерации лишь определяет основания и порядок выделения уголовного дела в отдельное производство и не содержит правил, позволяющих устанавливать признаки субъекта конкретного преступления и тем более - осуществлять уголовное преследование в отношении лиц, такими признаками не обладающих.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексаняна Василия Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.Хохрякова
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка