КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 года N 845-О-О
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришкевича Владимира Филипповича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина В.Ф.Гришкевича вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Ф.Гришкевич просит признать Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в целом не соответствующим Конституции Российской Федерации. По мнению заявителя, этот Федеральный закон, как закрепляющий избрание депутатов Государственной Думы только по федеральному избирательному округу в составе федеральных списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, и не предусматривающий самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу, как это было установлено Федеральным законом от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", неправомерно ограничивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, препятствует реализации гражданами, не являющимися членами какой-либо партии, права быть избранными депутатами Государственной Думы и тем самым противоречит статьям 18, 19 (часть 2), 30 (часть 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, 5 сентября 2007 года В.Ф.Гришкевич, руководствуясь утратившими силу с 7 декабря 2006 года положениями Федерального закона от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", направил в избирательную комиссию Тюменской области письменное уведомление о самовыдвижении по Тюменскому одномандатному избирательному округу и другие документы, указанные в названном Федеральном законе. Письмом за подписью председателя избирательной комиссии И.Н.Халина от 6 сентября 2007 года заявителю было разъяснено его право на участие в выборах по федеральному избирательному округу в составе политической партии в соответствии с действующим законодательством. Центральный районный суд города Тюмени решением от 17 сентября 2007 года со ссылкой на положения действующего Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которые определяют принципы избрания депутатов Государственной Думы и право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы, отказал в удовлетворении заявления В.Ф.Гришкевича, в котором тот просил обязать избирательную комиссию Тюменской области исполнить требования утратившей силу с 7 декабря 2006 года статьи 38 Федерального закона от 20 декабря 2002 года N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и зарегистрировать его уведомление о самовыдвижении.
2. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном и сохраняющем свою силу Определении от 20 ноября 1995 года N 77-O, регламентация избирательных процедур может иметь, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, и все они используются в развитых демократических правовых государствах. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган - Федеральное Собрание - в соответствии с правилами законодательной процедуры. В силу конституционного принципа разделения властей Конституционный Суд Российской Федерации не вправе подменять законодателя. Согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" он решает исключительно вопросы права (статья 3) и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути, преобладают аспекты политической целесообразности.
Отмечая в Постановлении от 16 июля 2007 года N 11-П, что Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" реформировал избирательную систему на выборах депутатов Государственной Думы, осуществив переход от мажоритарно-пропорциональной к пропорциональной избирательной системе, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в действующем правовом регулировании избирательной системы политические партии как носители соответствующей публичной функции приобретают качество единственных коллективных субъектов избирательного процесса, при том что они могут реализовать свое право на участие в осуществлении государственной власти и ее институционализации только в установленных Конституцией Российской Федерации формах и только на определенный срок, и ни одна из них не может обладать монопольным положением.
В то же время Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не исключает право граждан, не являющихся членами какой-либо политической партии, быть избранными депутатами Государственной Думы путем включения в федеральный список кандидатов от политической партии по инициативе самого гражданина или по собственной инициативе политической партии с согласия гражданина.
Таким образом, Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сам по себе какие-либо конституционные права заявителя не нарушает, а потому его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришкевича Владимира Филипповича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка